Arctic Riddim (Уфа)![]() /Riddim - ритм (или риддим - в ямайской транскрипции) - это ритмическая основа музыкального произведения. В ямайской музыке это обычно характерная... |
Группа Два самолета![]() Непринуждённо смешивая в своей музыке элементы рэггей, афробита, латино, ска, фанка, панка и рэпа, питерская группа ДВА САМОЛЕТА стала одной из глав... |
Голос Омерики![]() Самая скандальная, громкая, похабная и угарная группа московского андерграунда Голос Омерики была образована в 2004 году. Эта банда первая в стран... |
Сэр Clement Coxsone Dodd биография великого продюсера |
Регги - Биографии регги исполнителей |
Один из самых важных продюсеров и деятелей регги - Клемент Сэймур Додд (Clement Seymour Dodd) по прозвищу Коксон (Coxsone) был видной фигурой в развитии жанра, и с творческих, и с деловых точек зрения. Имя Clement Seymour Dodd напрямую связано не только с рождением и становлением стиля ска, но и с изобретением регги и даба. Его считают «самым значимым человеком мира регги». Dodd создал профессиональную фабрику хитов в своей Studio One, записывая огромное количество музыки для его лейбла с тем же самым названием. Бесчисленные дансхолл и регги продюсеры до сих пор используют ритмы Dodd’а для своих собственных треков. Dodd присутствовал при рождении ямайской популярной музыки, развиваясь от ди-джея и продюсера саундсистемы к первому черному владельцу студии звукозаписи на Ямайке. Он все время держал свой палец на пульсе популярного вкуса, наблюдая развитие музыки от ска до рокстеди к характерному регги, и поддерживал первоклассную студию, которая изменилась со временем; большинство поклонников регги согласится, что его лучшая работа была проделана в рокстеди эру 60-ых. Dodd работал почти с каждой главной звездой регги первых лет, он же впервые записал Bob Marley & The Wailers. Coxsone также послужил наставником для Lee Scratch Perry и Winston Niney Holness, Невозможно найти другого такого продюсера, как Coxsone, которой проявил бы такое большое влияние на регги, в такой огромный промежуток времени. Clement считается первым продюсером, который привнес растафарианскую веру в регги. Clement Seymour Dodd родился в Кингстоне на Ямайке 26 января 1932. Его мать содержала небольшой бар Dodd`s Liquor Store на углу улицы Love Lane, и молодой Dodd получил свой первый опыт диджеинга, играя американский джаз для клиентов бара. Он получил прозвище Coxsone из-за своего подросткового таланта игры в крикет. Друзья сравнивали его с Alec’om Coxon’ом, членом Yorkshire County Cricket Club 40-х годов. Музыкальная карьера Coxson’a началась в начале 50-х годов. Тогда он помогал мастерить динамики для владельцев первых саунд-систем, которые разъезжали по всему острову со своими дискотеками под открытым небом. После завершения своего обучения Dodd нашел временную работу в качестве чернорабочего на плантации сахарного тростника на юге Америки; в это время он влюбился в раннее R&B. Там же он приобрел собственное оборудование. Додд возвратился домой с существенным дополнением к своей огромной коллекции, и его отец, управляющий пристанью в столице, доставал сыну диски ритм энд блюза, свинга и би-бопа, благодаря имеющимся связям с экипажами североамеринканских барж, заходивших в Кингстон. Этот опыт был весьма и весьма успешным для молодого Coxson’а - пополняя свою коллекцию дисков и обновляя свое оборудование, к середине 50-х годов у него уже была своя саунд система, легендарная Sir Coxsone`s Downbeat, которая располагалась на углу Beeston Street. Ди-джеем Coxsone нанял Графа Матчуки (Count Matchukie), который мастерски имитировал jive - быстрый жаргон ди-джеев американских радиостанций. По словам Duke Vin’а это началось, когда Coxsone, вернувшись из очередной поезки в США, сказал Matchukie: Я слышал, как один человек на радио говорит во время проигрывания пластинок. Парень, я хочу, чтобы бы ты делал тоже самое . По началу Matchukie только объявлял название песен. Но со временем он и другие ди-джеи, такие как Opie и Winston King Stitt Sparkes начали сочинять различные рифмы и импровизировали под музыку. Впоследствии это получило название toasting или дегустация, потому как Чуки (сокр. от Matchukie), представляя что-нибудь новенькое, всегда начинал так: Канадская француженка-домохозяйка испекла новый музыкальный бисквит!!! . Успех команды Coxson’а был ошеломляющим. К 1957 году существовало три самых известных саунд-системы, где лидировали Matchukie, Red Hopeton и Winston Sparkes. Последний объединился с Coxson’ом. Саундсистемы были чрезвычайно мобильны и очень быстро развивались; они были менее дорогостоящими, чем полноценные группы, которые надо было собирать вместе и каждый раз платить музыкантам. Система Dodd'а была одной из самых популярных на Ямайке, с которой конкурировал, в основном, бывший полицейский Arthur Duke Reid. Reid был владельцем магазина прохладительных напитков “Treasure Isle”(“Остров Сокровищ”). Там он и открыл свою звуковую установку. Duke Reid был признан “королем звука” в 1956, 1957 и 1958 году. Его установка состояла из грузовика марки Belford Trojan, в котором он перевозил свое оборудование. В честь своей звуковой установки Duke Reid взял себе прозвище “Trojan”. Вначале Reid и Dodd были приятелями, говорят, что они даже помогали друг другу, если в усилителях перегорали дешевые, но недоступные на острове лампы. Но в конце пятидесятых годов они начали соперничество за право считаться лучшим из лучших, и оно растянулось на несколько лет. В это время ямайские ди-джеи начали практику - позже скопированную хип-хоп и техно диджеями – они зачищали названия и лейбл на своих пластинках, чтобы конкуренты не могли узнать что они играли и не копировали их самые популярные селекции. Первой такой пластинкой у Dodd'а была блюзовая песня Later for Gator Willis’a Gator Jackson’а, которую он повторно назвал Coxsone's Hop ; говорят, что Duke Reid откопал оригинал этой песни и сыграл ее первым на битве ди-джеев с Dodd'ом, который чуть не упал в обморок. Поскольку 50-ые приближались к концу, вкусы черной аудитории в США менялись. R&B перемещался или к рок-н-роллу или все более ориентировался на попсу; джаз все более отдалялся от блюза и от буги-вуги 45-х, которые заполняли музыкальные автоматы и танцполы. Ямайские вкусы, однако, не менялись, и, чтобы их удовлетворить, продюсеры саундсистем начали записывать местных артистов. Изначально пластинки выпускались эксклюзивно для лайв сэтов собственных саундсистем, но вскоре они стали настолько востребованы на рынке, что на них выросла целая музыкальная индустрия. В 1959 Dodd сформировал первый из своих многих лейблов звукозаписи World Disc. Его первым продуктом был Shufflin' Jug - трек в стиле калипсо от Clue J & His Blues Blasters. В том же году он записал Theophilus Beckford’а с песней Easy Snappin , что многие историки рассматривают как первую настоящую запись ска. За следующие несколько лет Dodd работал с Derrick Harriott, Clancy Eccles, Alton Ellis, Don Drummond, Roland Alphonso и многими дуругими; двое последних были джазовыми музыкантами и присоединились к Skatalites, которые были группой, делавших большинство ранних ритмов для студии Dodd’а, Он и сделал им имя лучшей инструментальной ска группы. Поскольку его бизнес рос и процветал, Dodd сформировал несколько других лейблов, главным образом, чтобы замаскировать наводнение продукта, выходящего под его именем (ди-джеи просто устали видеть его повсюду). В разгаре своего успеха у Dodd'а было пять составов своей саундсистемы, играющих по всему Кингстону в одну ночь. В состав этих команд входили такие звезды как U-Roy и Prince Buster. Coxsone Dodd имел превосходный музыкальный вкус и все записанные для него песни становились известными. Что играть и как выпускать, решал он сам – и никогда не ошибался. Coxsone пригласил сводить записанные треки одного из будущих создателей музыки регги – Lee Scratch Perry, который в то время был его правой рукой. С его способностями саундсистема Coxson’a оставляла своих соперников позади. Соперничество между саундсистемами становилось все более интенсивным и Dodd совершал многочисленные поездки в США в поисках последних, раритетных и самых танцевальных пластинок. В 1963 Dodd открыл первую студию звукозаписи на Ямайке на Brentford Road, в Кингстоне, принадлежащую чернокожему; официально она называлась Jamaican Recording and Publishing Studio, более известная как Studio One она стала названием лейбла Dodd’a с тех пор. Вместе со Skatalites в качестве личной группы лейбла - Studio One выпускала самые лучшие хиты того времени, записывая Delroy Wilson, Toots & the Maytals, Lee Scratch Perry, Bob Andy и - возможно наиболее важно - Bob Marley & the Wailers, с их дебютной песней Simmer Down . Каждое воскресение Studio One была открыта для молодых талантов - и в один из таких дней на прослушивание пришел никто иной, как никому не известный тогда Bob Marley, бывший членом коллектива The Wailers. Coxsone сразу подписал контракт с Bob’ом, и условия были такими: 20 фунтов за каждый записанный трек. Simmer Down Bob Marley & The Wailers исполнили и выпустили под Рождество 1963 года, уже в начале 1964 года становиться хитом номер один в Ямайском хит-параде. Clement Dodd стал для Bob Marley вторым отцом. Когда он узнал что Bob’у негде жить, то Clement Dodd выделил место в своей студии, где Bob имел возможность жить и репетировать. Marley с тех пор часто ночевал на студии, записывая трек за треком. Впрочем, в 1968 году пути Bob’a и Dodd’а разошлись. К этому времени Studio One стала учебной площадкой для целого поколения ямайских музыкальных талантов. Dodd постоянно отыскивал новые таланты, еженедельно прослушивал их, и часто обучал вокалу талантливых, но сырых певцов. Более того, из-за огромных темпов записи, на студии постоянно находилась команда аранжировщиков, продюсеров и музыкантов, занятых производством новых хитов. Dodd дал им практическое ноу-хау, которое помогло многим из них в последующие годы создать свои студии и обеспечить прочный фундамент для длительного развития индустрии звукозаписи страны. В течение последней половины 60-ых ска стал замедляться и превращаться в новые стили - рокстеди и даб. Несмотря на его более ранние успехи, именно в это время Dodd находился на творческом пике. Его выручали новые многодорожечные способы записи, которые содержали больше вокала. Dodd оттачивал свое музыкальное мастерство, делая его более проникновенным, органическим, и рутсовым. Среди самых видных музыкантов Studio One того времени были Alton Ellis, the Heptones, the Ethiopians, Jackie Mittoo, Delroy Wilson, Marcia Griffiths, и Ken Boothe. С появлением даба, Dodd больше не был на музыкальной передовой 70-ых, и его безумный темп записи наконец начал немного снижаться. Однако, его навыки отлично подходили для рутс регги, и он продолжал записывать некоторых крупных звезд того времени: Burning Spear, Horace Andy, Dennis Brown, Dennis Alcapone, и Freddie McGregor’а (чей ранний альбом Bobby Bobylon, принято считать одной из самых удачных работ Dodd’а). Поскольку рутс регги уступил дансхоллу в начале 80-ых, Dodd первоначально шел в ногу со временем, работая с Sugar Minott, Johnny Osbourne, Frankie Paul, и Michigan & Smiley. В конце 1960-х - начале 1970-х саунд Studio One фактически являлся музыкой в стиле рокстеди, без которой (на пару со ска), возможно, никогда и не появилось бы регги. В это время на улицах Кингстона происходили политические волнения, затронувшие в том числе и Brentford Road. Обе партии, действовавшие на Ямайке, боролись не только за власть, но и за оружие и наркотики, которые они продавали в Америку. После того, как рядом с одной из саундсистем Coxson’а разорвалась ручная граната, Dodd понял, что если он и дальше будет ставить здесь пластинки, то будет подвергать опасности жизни людей, приходящих слушать музыку. Поэтому вскоре он решил переместить свое дело в Нью-Йорк и открыл студию и музыкальный магазин в Бруклине. При первой возможности он вернулся на Ямайку и продолжил записывать музыкантов время от времени, хотя уже не так успешно, как раньше. В 1991, на Ямайке состоялось два концерта с участие звезд, где праздновали 35-ую годовщину Dodd’а в музыкальном бизнесе и показали многие из его старых работ. В это времея лейбл Heartbeat (филиал Rounder) приобрел права на выпуск огромной коллекции Studio One. В 1993 Dodd начал длинное юридическое разбирательство, чтобы получить выплаты за его музыкальную коллекцию, которая была издана без его разрешения; к 2000, он переместил свое внимание от отдельных продюсеров к крупным лейблам, таким как VP. В 2004 Coxsonе вновь вернулся на Ямайку для празднования его вклада в культуру Ямайки. Легендарная Brentford Road в Кингстоне, где была расположена его студия звукозаписи, была переименованна в Studio One Boulevard. Четыре дня спустя Clement скончался от сердечного приступа прямо во время работы на своей студии. Dodd был посмертно награжден орденом Отличия (пятый в порядке Орденов Чести Ямайки), в разряде Командующего, 15 октября 2007, за служение музыкальной индустрии Ямайки. |
Читайте: |
---|
Alton Ellis. Интервью для Reggae Report![]() * Вы занимаетесь продюсированием; есть кто-нибудь из артистов, с кем хотели бы поработать - но не было шанса? Alton Ellis: Мне было бы интересно ... |
Eastern Standard Time (интервью серверу аSKAрбин)![]() На наши вопросы отвечали лидер коллектива барабанщик Джэймс МакДональд и тромбонист Фил Купер. Расскажите немного о составе музыкантов, которые п... |
Ninja Man в Тюрьме![]() Ninja man вчера был обвинен, после разговора с детективами из Главной Группы Расследования, глава группы, помощник комиссара подтвердил обвинение и ... |
Регги-фестиваль Чаепитие в Кингстоне![]() 24 декабря в Зеленограде прошёл регги-фестиваль Чаепитие в Кингстоне . Почему чаепитие и почему в Кингстоне, спросите вы? Чаепитие в Полиноме ... |
Патриотический регги за мир и любовь![]() Совместный концерт Геры Моралеса и группы «День Победы» (Нижний Новгород). В этот вечер после основной музыкальной программы лидер московской группы... |
![]() The BodysnatchersЕдинственный в мире полностью женский ска состав из Лондона во главе с Родой Дакар (Rhoda Dakar). Альбомов не выпускали. Известн... |
![]() Биография «Capleton»Родился 13 апреля 1967 года в пригороде Сэйнт Мэри (St.Mary, Jamaica). Своё прозвище (впоследствии ставшее сценическим псевдоним... |