Захар Борисович Май

News image

Сегодня же он успешно перепевает в акустике музыкантов нашей и зарубежной эстрады. После концерта Май поделился с корреспондентом Недели Ксенией М...

Ро.К. группа Унганга

News image

Краснов Роман Евгеньевич, или просто Рома, Крас, родился 13 июня 1976 г. в Троицке. Был очень любимым ребёнком у родителей. В шесть лет стал увле...

Dub Division: We Will Dub You!

News image

Проект Dub Division образовался весной 2006 года. Основатели проекта — музыканты одной из первых регги-групп страны, её творческий костяк. Идея прое...


You are here: Главная - Интересные факты - Афроцентризм

Афроцентризм
Регги - Интересные факты

  афроцентризм

Афроцентризм – расовая идеология самоутверждения людей с черным цветом кожи. Направлен на борьбу с евроцентризмом в различных сферах общественного сознания: науке, философии, религии, искусстве и поведении. Цель – реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение африканской культуры вплоть до абсолютизации культурно-исторических и расовых особенностей, представления об исключительной роли негроафриканцев в мировой истории. Сформулирована в нач. 1980-х в среде афро-американской интеллигенции.

Истоки афроцентризма. Панафриканские идеи о историко-культурном и расовом единстве, африканской самобытности и исключительности стали развиваться во второй половине 19 в. в Америке, где уже в это время велась активная борьба против рабства (аболиционизм), расовой дискриминации, за равноправие негроафриканского населения.

Эти идеи стали ответной реакцией африканцев на притеснения со стороны «белых», пытавшихся навязать им свою религию и культуру, язык, образ жизни и стиль мышления. С ростом расового самосознания появилось стремление преодолеть «комплекс неполноценности», сформировавшийся под воздействием воспитания, образования и прочих форм и методов социально-психической обработки, в процессе которой африканцам внушали расистские стереотипы относительно их патологической отсталости, нецивилизованности, лености, инертности и неспособности к приобретению знаний. Ведь евроцентризм возник как субъективная попытка объяснить другую непохожую культуру для оправдания варварских методов колониальной политики. Чтобы начать избавляться от этих предрассудков, потребовались усилия многих афроамериканских и африканских интеллектуалов, предвосхитивших возникновение афроцентризма.

В второй половине 19 в. Э.Блайден, западноафриканский просветитель, священник, государственный деятель (был министром иностранных дел Либерии) заявил о своеобразии и уникальности африканской личности, о ее особом психическом складе. Он противопоставлял одну расу другой, при этом африканца часто ставил в ценностном отношении выше европейца. Он говорил о миролюбии африканцев, их коллективизме, духовности и связи с природой и об агрессивности, индивидуализме, материализме европейцев. Выступая против евроцентристских идей расового превосходства, Блайден доказывал существование расовых различий, причем не биологических, а психических.

Позднее, в начале 1930-х, уже в самой Африке, эти идеи об особом складе «негрской души» получили дальнейшее развитие в теории негритюда. Идеологами ее стали сенегальский поэт, философ, политик (впоследствии президент Сенегала) Л.Сенгор и выходец с острова Мартиника, поэт Э.Сезер. Негритюд стал своеобразной формой протеста против европейской цивилизации, которая проникла в Африку в обличии колонизаторов, насильно насаждавших элементы своей культуры. Появляется стремление к утверждению своих начал и отрицание европейских ценностей, противопоставление африканской идеальности европейской ущербности. Сенгор делил человечество по расовому признаку, исходя из абстрактных духовных особенностей африканцев. Негритюд особенно был популярен в 1950–1960-х. Стал идейной основой движения «Black is beautiful», когда помимо ученых и общественных деятелей в борьбу за реабилитацию своей расы включились музыканты, модельеры, актеры, учителя.

В конце 19 – нач. 20 в. в США получило популярность движение «Таскиги», возглавляемое афроамериканцем Букером Вашингтоном. Оно названо по имени города, где он основал Педагогический и промышленный институт. Вашингтон считал, что африканцы еще не созрели до постановки политических требований, сначала им необходимо заняться самообразованием. Он распространял среди них сельскохозяйственные и ремесленные знания. Овладение определенными навыками и знаниями, по его мнению, может стать доказательством полноценности «черных».

В США зародилось явление и Черного сепаратизма – комплекс представлений о том, что афроамериканцам в социальных, политических и экономических институтах следует отделиться от белых.

Появилась идея репатриации афроамериканцев в Африку как средство решения негритянской проблемы в Америке после запрещения работорговли (в начале 19 в.) и отмены рабства (1863). Так, из афроамериканских переселенцев в Африке образовалась республика Либерия (свобода). В нач. 20-х 20 в. возникло движение Маркуса Гарви «Назад в Африку». В 1930 афроамериканец Фард Мухаммед организовал сектанское религиозное движение «Нация Ислама», существующие и поныне, цель которого все та же – создать отдельную «нацию» чернокожих людей в Америке или Африке. В африканских странах в середине 20 в разгар борьбы за политическую независимость особенно актуальным стал лозунг «Африка – для африканцев».

Политическое развитие идеи расового единства получили в Панафриканском движении первой половины 20 в., направленном на решение «негритянской проблемы» в мире.

Росту расового самосознания и развития афроцентристских идей способствовали развернувшееся в 1960-х движение за гражданские права в Америке и получение политической независимости африканскими странами.

Афроцентристские концепции мировой истории и прошлого Африки. Важное значение афроцентристы придают историческим исследованиям. Цель – доказать равенство обеих рас перед лицом истории, развенчать доктрину расового превосходства белых, которая, по мнению сторонников афроцентризма, покоилась на переоценке успехов европейцев и умалении вклада неевропейцев в мировую цивилизацию.

В первой половине и середине 20 в. афроамериканский ученый У.Э.Б.Дюбуа и сенегальский историк Ш.А.Диоп одними из первых бросили вызов евроцентристским утверждениям о неполноценности негроафриканцев и об отсутствии их собственного культурно-исторического наследия.

Суть афроцентристской концепции истории – первенство негро-африканской культуры в мировой цивилизации. Большое внимание афроцентристы уделяют высокоразвитой древнеегипетской цивилизации, созданной, по их мнению, именно негроафриканцами. Кроме того, «среди древних цивилизаций, которые Африка дала миру: Эфиопия, Нубия, … Куш, Аксум, Гана, Мали и Сонгай» (М.К.Асанте).

Афроцентристы настаивают на огромном влиянии негроафриканской культуры на развитие античных Греции и Рима, Древнего Востока и современной Западной цивилизации. По их мнению, «медицина, естественные науки, представления о монархиях, королевствах и Всемогущем Боге» появились прежде всего у негроафриканцев, а другие народы заимствовали их достижения. «Европа и Азия дали лишь младшие вариации первоначальной африканской темы в философии и науке». Так, М.Бернал, автор четырехтомного издания «Черные Афины», утверждает преемственность египетской и греческой цивилизаций. А И.Ван Сертима – распространение негроафриканской культуры на территории Америки в древности.

Говорится и об особой первичной роли негроидов в антропогенезе: происхождении других рас от негроидной.

Утверждается, что культуры Черной Африки к моменту прихода белых колонизаторов нисколько не уступали, а где-то даже превосходили Западную цивилизацию. В колонизации афроцентристы видят лишь отрицательный момент «нарушения естественного развития африканского общества». Требуют у Европы компенсации за причененный ущерб.

Афроцентристы предлагают идею «культурного единства» (Ш.А.Диоп). Противопоставляются две историко – культурные зоны человечества (африканская и европейская), отличающиеся общественными укладами, расовыми и психическими чертами их жителей. Прежнюю оппозицию «Запад – Восток» они заменяет новой – «Север – Юг». Африканская зона – это царство матриархата, социального равенства и коллективизма. Все это способствует, по их мнению, гармонии и единству общества. Отсутствие противоречий привело к господству в этой зоне социального мира и к сохранению важнейших особенностей общества в течение всей длительной истории человечества. Таким образом, многие черты, сохранившиеся в африканских обществах с глубокой древности, как считают афроцентристы, не свидетельство отсталости, что полагали многие европейские ученые, а следствие особой гармоничности развития. Европейская зона основывается на патриархате и отличается насилием, индивидуализмом и дисгармонией. Развитие цивилизации в других районах мира определяется борьбой этих двух зон. «Западный мир должен быть вовращен к подлинным идеям Африки», поскольку, «если Запад проповедует материализм, а Восток, прежде всего Индия – духовность, то Африка сочетает материальное с духовным».

Исследования африканских ученых значительно увеличили источниковую базу по истории Африки. Но их тенденциозные, недостаточно обоснованные заявления имеют не научную, а идеологическую направленность.

Смешивая биологическое понятие расы с культурой, они тем самым повторяют ошибку евроцентристов, которых обвиняют в приверженности к псевдонаучной «хамитской» теории (по ней считалось, что великие достижения древних цивилизаций могли быть созданы только белыми).

Такие афроцентристские схемы мировой истории включены в учебные курсы ряда афро-американских колледжей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регги вчера/сегодня/завтра:

История Растафарианства

News image

С точки зрения эфиопского православия и c комментариями растафарианца. Православие появилось в Новом Свете вместе с иммигрантами из Восточной Евр...

Субкультура — Руд-бои

News image

Руд-бои (от англ. Rude-boy — грубиян, также руди (rudie)) — молодёжная субкультура, распространённая на Ямайке в 1960-е годы. Возникновение По...

Регги в Японии

News image

Начнем с самого начала. Регги – это жанр в музыке, который стал развиваться в шестидесятых годах прошлого столетия на Ямайке. Самым популярным испол...

Кое-что из истории регги

News image

Музыка реггей (иногда можно встретить это слово произносящимся как регги ) зародилась в Вест-Индии, на острове Ямайка, став частью национально-ос...

Интересные факты:

Новые регги песни Amy Winehouse отклонены

News image

После того как Amy Winehouse вернулась с карибского осторова «St. Lucia», где она провела всю зиму, она показала компании на которую работает, а име...

На торги выставлена гитара легенды регги Боба Марли

News image

Бывший басист Aston Barett утверждает, что гитара, выставленная на торги, является его личной, которую по его словам ему подарил сам Bob Marley в 19...

В США скончалась легенда фолка Одетта

News image

В Нью-Йорке в возрасте 77 лет умерла легендарная фолк-исполнительница Одетта (урожденная Одетта Холмс). Как сообщает Billboard, певица скончалась...

Отчёты/Афишы:

ГРУППА БАБСЛЕЙ. КОНЦЕРТ. КЛУБ ВЕРМЕЛЬ

News image

Визуальное воплощение группы Бабслей представляет собой шесть прекрасных девушек. Бабслей на сцене обеспечивают полный производственный цикл . Т.е

Концептуальный культурно-музыкальный проект “Chronos Open Air Gathering”

News image

Название: Хронос III Концептуальный культурно-музыкальный проект “Chronos Open Air Gathering” . Дата:3 Июля 2010 года Место Проведения: Ближне...

Авторизация


Биография исполнителей:

News image

Rude boys и рокстедибит

В 60-е годы гетто Кингстона и других городов Ямайки было наводнено безработной молодежью. Эта молодежь была далека от оптимизма,...

News image

The Hotknives

Вокально-инструментальный ансамбль The Hotknives был создан в 1982 году в английском курортном городе Брайтон группой друзей, об...

10-ка новых статей: