Кенгуру

News image

Группе Кенгуру - 20 лет. Юбилейный концерт. Определить жанр, в котором играет группа, крайне затруднительно. Артемий Троицкий охарактеризовал е...

Голос Омерики

News image

Самая скандальная, громкая, похабная и угарная группа московского андерграунда Голос Омерики была образована в 2004 году. Эта банда первая в стран...

Растафари в России

News image

В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткр...

You are here: Главная - Интересные факты - Афроцентризм

Афроцентризм
Регги - Интересные факты

  афроцентризм

Афроцентризм – расовая идеология самоутверждения людей с черным цветом кожи. Направлен на борьбу с евроцентризмом в различных сферах общественного сознания: науке, философии, религии, искусстве и поведении. Цель – реабилитация негроидной расы, самоидентификация, ценностное возвышение африканской культуры вплоть до абсолютизации культурно-исторических и расовых особенностей, представления об исключительной роли негроафриканцев в мировой истории. Сформулирована в нач. 1980-х в среде афро-американской интеллигенции.

Истоки афроцентризма. Панафриканские идеи о историко-культурном и расовом единстве, африканской самобытности и исключительности стали развиваться во второй половине 19 в. в Америке, где уже в это время велась активная борьба против рабства (аболиционизм), расовой дискриминации, за равноправие негроафриканского населения.

Эти идеи стали ответной реакцией африканцев на притеснения со стороны «белых», пытавшихся навязать им свою религию и культуру, язык, образ жизни и стиль мышления. С ростом расового самосознания появилось стремление преодолеть «комплекс неполноценности», сформировавшийся под воздействием воспитания, образования и прочих форм и методов социально-психической обработки, в процессе которой африканцам внушали расистские стереотипы относительно их патологической отсталости, нецивилизованности, лености, инертности и неспособности к приобретению знаний. Ведь евроцентризм возник как субъективная попытка объяснить другую непохожую культуру для оправдания варварских методов колониальной политики. Чтобы начать избавляться от этих предрассудков, потребовались усилия многих афроамериканских и африканских интеллектуалов, предвосхитивших возникновение афроцентризма.

В второй половине 19 в. Э.Блайден, западноафриканский просветитель, священник, государственный деятель (был министром иностранных дел Либерии) заявил о своеобразии и уникальности африканской личности, о ее особом психическом складе. Он противопоставлял одну расу другой, при этом африканца часто ставил в ценностном отношении выше европейца. Он говорил о миролюбии африканцев, их коллективизме, духовности и связи с природой и об агрессивности, индивидуализме, материализме европейцев. Выступая против евроцентристских идей расового превосходства, Блайден доказывал существование расовых различий, причем не биологических, а психических.

Позднее, в начале 1930-х, уже в самой Африке, эти идеи об особом складе «негрской души» получили дальнейшее развитие в теории негритюда. Идеологами ее стали сенегальский поэт, философ, политик (впоследствии президент Сенегала) Л.Сенгор и выходец с острова Мартиника, поэт Э.Сезер. Негритюд стал своеобразной формой протеста против европейской цивилизации, которая проникла в Африку в обличии колонизаторов, насильно насаждавших элементы своей культуры. Появляется стремление к утверждению своих начал и отрицание европейских ценностей, противопоставление африканской идеальности европейской ущербности. Сенгор делил человечество по расовому признаку, исходя из абстрактных духовных особенностей африканцев. Негритюд особенно был популярен в 1950–1960-х. Стал идейной основой движения «Black is beautiful», когда помимо ученых и общественных деятелей в борьбу за реабилитацию своей расы включились музыканты, модельеры, актеры, учителя.

В конце 19 – нач. 20 в. в США получило популярность движение «Таскиги», возглавляемое афроамериканцем Букером Вашингтоном. Оно названо по имени города, где он основал Педагогический и промышленный институт. Вашингтон считал, что африканцы еще не созрели до постановки политических требований, сначала им необходимо заняться самообразованием. Он распространял среди них сельскохозяйственные и ремесленные знания. Овладение определенными навыками и знаниями, по его мнению, может стать доказательством полноценности «черных».

В США зародилось явление и Черного сепаратизма – комплекс представлений о том, что афроамериканцам в социальных, политических и экономических институтах следует отделиться от белых.

Появилась идея репатриации афроамериканцев в Африку как средство решения негритянской проблемы в Америке после запрещения работорговли (в начале 19 в.) и отмены рабства (1863). Так, из афроамериканских переселенцев в Африке образовалась республика Либерия (свобода). В нач. 20-х 20 в. возникло движение Маркуса Гарви «Назад в Африку». В 1930 афроамериканец Фард Мухаммед организовал сектанское религиозное движение «Нация Ислама», существующие и поныне, цель которого все та же – создать отдельную «нацию» чернокожих людей в Америке или Африке. В африканских странах в середине 20 в разгар борьбы за политическую независимость особенно актуальным стал лозунг «Африка – для африканцев».

Политическое развитие идеи расового единства получили в Панафриканском движении первой половины 20 в., направленном на решение «негритянской проблемы» в мире.

Росту расового самосознания и развития афроцентристских идей способствовали развернувшееся в 1960-х движение за гражданские права в Америке и получение политической независимости африканскими странами.

Афроцентристские концепции мировой истории и прошлого Африки. Важное значение афроцентристы придают историческим исследованиям. Цель – доказать равенство обеих рас перед лицом истории, развенчать доктрину расового превосходства белых, которая, по мнению сторонников афроцентризма, покоилась на переоценке успехов европейцев и умалении вклада неевропейцев в мировую цивилизацию.

В первой половине и середине 20 в. афроамериканский ученый У.Э.Б.Дюбуа и сенегальский историк Ш.А.Диоп одними из первых бросили вызов евроцентристским утверждениям о неполноценности негроафриканцев и об отсутствии их собственного культурно-исторического наследия.

Суть афроцентристской концепции истории – первенство негро-африканской культуры в мировой цивилизации. Большое внимание афроцентристы уделяют высокоразвитой древнеегипетской цивилизации, созданной, по их мнению, именно негроафриканцами. Кроме того, «среди древних цивилизаций, которые Африка дала миру: Эфиопия, Нубия, … Куш, Аксум, Гана, Мали и Сонгай» (М.К.Асанте).

Афроцентристы настаивают на огромном влиянии негроафриканской культуры на развитие античных Греции и Рима, Древнего Востока и современной Западной цивилизации. По их мнению, «медицина, естественные науки, представления о монархиях, королевствах и Всемогущем Боге» появились прежде всего у негроафриканцев, а другие народы заимствовали их достижения. «Европа и Азия дали лишь младшие вариации первоначальной африканской темы в философии и науке». Так, М.Бернал, автор четырехтомного издания «Черные Афины», утверждает преемственность египетской и греческой цивилизаций. А И.Ван Сертима – распространение негроафриканской культуры на территории Америки в древности.

Говорится и об особой первичной роли негроидов в антропогенезе: происхождении других рас от негроидной.

Утверждается, что культуры Черной Африки к моменту прихода белых колонизаторов нисколько не уступали, а где-то даже превосходили Западную цивилизацию. В колонизации афроцентристы видят лишь отрицательный момент «нарушения естественного развития африканского общества». Требуют у Европы компенсации за причененный ущерб.

Афроцентристы предлагают идею «культурного единства» (Ш.А.Диоп). Противопоставляются две историко – культурные зоны человечества (африканская и европейская), отличающиеся общественными укладами, расовыми и психическими чертами их жителей. Прежнюю оппозицию «Запад – Восток» они заменяет новой – «Север – Юг». Африканская зона – это царство матриархата, социального равенства и коллективизма. Все это способствует, по их мнению, гармонии и единству общества. Отсутствие противоречий привело к господству в этой зоне социального мира и к сохранению важнейших особенностей общества в течение всей длительной истории человечества. Таким образом, многие черты, сохранившиеся в африканских обществах с глубокой древности, как считают афроцентристы, не свидетельство отсталости, что полагали многие европейские ученые, а следствие особой гармоничности развития. Европейская зона основывается на патриархате и отличается насилием, индивидуализмом и дисгармонией. Развитие цивилизации в других районах мира определяется борьбой этих двух зон. «Западный мир должен быть вовращен к подлинным идеям Африки», поскольку, «если Запад проповедует материализм, а Восток, прежде всего Индия – духовность, то Африка сочетает материальное с духовным».

Исследования африканских ученых значительно увеличили источниковую базу по истории Африки. Но их тенденциозные, недостаточно обоснованные заявления имеют не научную, а идеологическую направленность.

Смешивая биологическое понятие расы с культурой, они тем самым повторяют ошибку евроцентристов, которых обвиняют в приверженности к псевдонаучной «хамитской» теории (по ней считалось, что великие достижения древних цивилизаций могли быть созданы только белыми).

Такие афроцентристские схемы мировой истории включены в учебные курсы ряда афро-американских колледжей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регги вчера/сегодня/завтра:

Что представляет собой музыка регги?

News image

Музыка регги появилась на Ямайке в 60-е годы ХХ века. Она была смесью народной ямайской музыка, латиноамериканской музыки и ритм-энд-блюза (постоянн...

Немного истории

News image

Музыка регги представляет собой одну из национальных форм популярной музыки. Исторические корни направления регги следует искать в народной музыке Л...

Распространению и популяризации музыки реггей в США и Европе способствовали

News image

Распространению и популяризации музыки реггей в США и Европе способствовали и выдающиеся белые рок-музыканты. В американских хит-парадах 1972 года п...

Приобретение стилем музыки регги коммерческой популярности

News image

После того, как музыка регги попала в города Великобритании в 80-е годы, началась волна превращения обычного и привычного всем регги в смешанный тип...

Интересные факты:

Alton Ellis. Интервью для Reggae Report

News image

* Вы занимаетесь продюсированием; есть кто-нибудь из артистов, с кем хотели бы поработать - но не было шанса? Alton Ellis: Мне было бы интересно ...

Интервью с Герой Моралесом журналу “АФИША”

News image

Во всем мире реггей уже давно превратился в музыку “для всех”. Это имеет, как плюсы так и минусы. Очевидные положительные моменты – это, то, что пес...

На торги выставлена гитара легенды регги Боба Марли

News image

Бывший басист Aston Barett утверждает, что гитара, выставленная на торги, является его личной, которую по его словам ему подарил сам Bob Marley в 19...

Отчёты/Афишы:

Концептуальный культурно-музыкальный проект “Chronos Open Air Gathering”

News image

Название: Хронос III Концептуальный культурно-музыкальный проект “Chronos Open Air Gathering” . Дата:3 Июля 2010 года Место Проведения: Ближне...

Reggae Grammy 2010

News image

31 января в Лос-Анджелесе, Калифорния состоялось 52е вручение премии Grammy Awards, где в интересующей нас номинации Best Reggae Album из Buju Ba...

Авторизация


Биография исполнителей:

News image

Дюк Рейд и Кокссон Додд

Ключевую роль в становлении ямайского саунда конца 50-х - начала 60-х годов сыграли два человека: продюссер и музыкант Дюк Рейд ...

News image

Derrick Morgan

Деррик Морган (Derrick Morgan) был одним из непосредственных участников первой волны ска-музыки (Jamaican Ska) наравне с такими ...

10-ка новых статей: