Группа Два самолета

News image

Непринуждённо смешивая в своей музыке элементы рэггей, афробита, латино, ска, фанка, панка и рэпа, питерская группа ДВА САМОЛЕТА стала одной из глав...

Захар Борисович Май

News image

Сегодня же он успешно перепевает в акустике музыкантов нашей и зарубежной эстрады. После концерта Май поделился с корреспондентом Недели Ксенией М...

Кимбата

News image

На московской сцене мало найдется групп более веселых и солнечных, нежели Kimbata. Посреди заснеженной России этот уникальный состав исполняет музык...

You are here: Главная - История, возникновение - ИЗ ЛЕКЦИЙ ПРОФЕССОРА Н.СОСНОВСКОГО

ИЗ ЛЕКЦИЙ ПРОФЕССОРА Н.СОСНОВСКОГО
Регги - История, возникновение

  из лекций профессора н.сосновского

СКА И РЭГГЕЙ

Рэггей обычно воспринимают поверхностно: как музыку радостную и беззаботную. На самом деле рэггей – музыка религиозно-мистическая, гневная и яростная, полная пророческих наставлений о праведной жизни , стенаний страждущих , обличения угнетателей и пророчеств Страшного Суда. Как сказал американский музыковед, рэггей – это музыка Апокалипсиса, но это Апокалипсис, под который можно танцевать . Да и сама Ямайка в 60-е – 80-е годы – не только тропический рай, но и страна социального неравенства с одним из самых высокий в мире уровнем преступности и бесконечной войной уличных банд. Достаточно сказать, что из бывших участников легендарной группы Боба Марли (см) Уэйлерз ( Wailers – Стенающие ) двое – певец Питер Тош (Peter Tosh, настоящее. имя Winston Hubert MacIntosh, 1944-1987) и ударник Карлтон Барретт (Carlton Barrett, 1950-1987) пали жертвами уголовников, причем Тоша налетчик застрелил в его собственном доме. Сам Марли в 1976 году чудом спасся от киллеров - так хотели наказать его задолжавшего друга. Жертвами уличной преступности пали создатель даба Кинг Табби (King Tubby, настоящее имя Osborne Ruddock, 1941-1989) и  Принс Фар-Ай (Prince Far I, наст. имя Michael Williams, 1944-1983). А выдающийся даб-поэт Оку Онуора (Oku Onuora, наст. имя Orlando Wong, p. 1952) сам обратился к творчеству, отбывая пятнадцатилетний срок за вооруженное ограбление. Познакомивший мир с музыкой рэггей культовый для ее поклонников фильм Пусть только сунутся (The Harder They Come, снят в 1971, вышел на экраны в 1973) показывает основанную на реальных событиях трагическую историю жизни и гибели легендарного певца рэггей и грабителя Райджина, попавшего между жерновами ямайского шоу-бизеса с нищенскими гонорарами и бандитским миром столичного дна.

Рэггей – это скорее история духовного возвышения от постылой повседневности трущобной жизни, криминальных разборок и полублатной тематики песенок ска и рок-стеди к проповеди Мира, Любви и морального возрождения человечества. Не удивительно, что насыщенная энергией протеста, дающая новое видение мира музыка рэггей в конце 70-х заменила для альтернативной молодежной культуры Запада утративший былой бунтарский порыв рок.

Рэггей – культовая музыка религиозного движения растафари  и, хотя шоу-бизнес вовсю эксплуатирует стилистику рэггей для песен ни о чем , истинная рэггей немыслима без идейного пафоса растафари, как григорианский хорал – без христианства. Рэггей же познакомила мир с религиозно-философским учением растафари, превратив его в молодежную субкультуру, для черной диаспоры и африканцев ставшую воплощением человеческого достоинства, а для белой молодежи – обновленным вариантом движения хиппи.

Отдалённой основой рэггей стали многочисленные на Ямайке неоафриканские (т.e. африканские по происхождению, но не имеющие прямых соответствий в Африке) музыкальные стили. На африканской ритмике и мелодике с испанским, а позже - английским влиянием были основаны карибские стили калипсо (в нём прослеживаются элементы музыкальной культуры западноафриканского народа йоруба) и менто. Последний, господствовавший на Ямайке в межвоенные годы, - это тропический вариант занесенной в ХIX в. из США кадрили.[1] Из их смешения и под влиянием ритм-энд-блюза, ду-уоп, джаза и других североамериканских стилей возник стиль ска - уличный, самодеятельный вариант поп-музыки, а затем и более жесткий рок-стеди. Эти два стиля, прямые предшественники рэггей, стали музыкальным рупором уличной субкультуры руд бойз (rude boys, rudies – крутые ребята ). Отсюда и своеобразная тематика песен: жизнь улицы с уголовной романтикой. Расцвет ска приходится на 1961-1966, рок-стеди - на 1966-1968 гг. Если ска отличает дурашливый скачущий ритм, то в рок-стеди ритм замедляется вдвое, еще более усиливается бас, а дорогие медные заменяются более доступными гитарами, что позволяет массовому исполнителю перейти от студийных записей к уличным выступлениям. Хотя в переходе от ска к рок-стеди проявилась потребность в более серьёзной и эмоционально глубокой музыке с нравоучительными текстами – особенно под влиянием входившей в моду культуры растафари , - но легенда склонна объяснять дело тем, что лето 1966 года выдалось особенно жарким, и трястись под ска стало невмоготу.

Во всех стилях ямайской поп-музыки сохранился принцип вопрос - ответ , синкопирование, частое употребление фальцета и скэт (импровизация голосом в подражание инструменту, гортанные выкрики, вибрация губами и другие нетрадиционные способы звукоизвлечения в вокале).

Патриархами ска стали Скаталайтс (Skatalites – в названии обыгрываются ска и модное в начале космической эры слово спутник ). В группе, с перерывами играющей с 1964 г. до наших дней, собрались лучшие инструменталисты Ямайки. В последнее время группа играет как ска, так и инструментальный вариант рэггей.

С обращением ямайской молодежной субкультуры рудиз ( крутые ребята ) к языку и идеям растафари блатные-хулиганские тексты ска и рок-стеди сменяются религиозно-философскими и политико-социальными. Усиливается элемент культовой музыки, созданной Каунтом Осси, но роль большого барабана берет на себя бас-гитара. Так около 1968-9 гг. сложилось неповторимое сомнамбулическое, с господством басовой партии, тягучее и ритмичное одновременно, завораживающее звучание рэггей - вибрация - на 4/4 с ударными первой и третьей долями (в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвёртой долях).  Рэггей отходит от следования музыке соул  и сближается с другим ответвлением американского ритм-энд-блюза -  фанком. Это выражается в выдвижении на первый план мощной ритм-секции, ведущей за собой все остальные партии. Но в отличие от лихорадочного фанка, ритм рэггей замедленный, гипнотический, неторопливо раскачивающийся. При этом ударные - одновременно басовый барабан и тарелки - особенно подчёркивает третью долю такта (знаменитый приём One Drop , что примерно переводится как резкий акцентированный удар ). Специфической манерой игры на гитаре стала в рэггей peaking guitar ( акцентирующая ритм гитара ) - гитара оттеняет партию бас-гитары, которая, в свою очередь, является переложением партии большого барабана, третьей гитарой была ритм-гитара. Соло-гитары, характерной для западной поп - и рок-музыки, в рэггей не было вплоть до первого выпущенного Бобом Марли в Англии альбома Ухвати огонь ( Catch a Fire , 1973), и то соло-гитара записывалась наложением посторонними музыкантами, чтобы придать рэггей более приемлемое для западного слушателя, близкое к рок-музыке звучание. Причем на Ямайке эти же записи выпускались Марли в традиционной версии – для местной аудитории. Кроме того, ямайские группы рэггей – и ранние Уэйлерз в том числе - были, как правило, вокальными, а инструментальную партию накладывали после получасовой репетиции уже в студии работавшие при ней сессионные музыканты[2] – ямайские таланты 60-х были людьми небогатыми и даже недорогие инструменты приобрести не могли, обходясь самодельными барабанами и реже гитарами. Западный шоу-бизнес потребовал более привычного формата – группы . Глава британской фирмы грамзаписи Айленд Крис Блэкуелл (Chris Blackwell, p. 1937), выросший на Ямайке в зажиточной белой семье и друживший с братией растафари , адаптировал рэггей к стандартам западного рынка рок-музыки (выпуск альбома вместо сингла, студийная поканальная запись вместо живой вибрации , и т.д.). Ортодоксально растафарианская рэггей корней (roots reggae) сильно отличается от того звучания, к которому привыкли поклонники рэггей по всему миру – достаточно вспомнить Песнопение растамана ( Rasta Man Chant ) Боба Марли (альбом Burnin' 1973 г.).

Само название стиля вряд ли передаёт разорванность ритма (ср.: рэгтайм ): в рэггей он скорее размеренно-монотонный. Тутс Хибберт (группа Тутс и Мэйтэлз - Toots and the Maytals), в 1968 записавший песню Do the Reggay , считает, что слово пустил в оборот он, назвав свои песни музыкой для простых (regular) людей. Но почитатель Царя царей эфиопского императора Хайле Селассие I Боб Марли объяснял происхождение слова латинским корнем царский . Оксфордский словарь английского языка выводит этимологию слова от rege-rege (на ямайском жаргоне - свара , перебранка , то есть та же семантика, что и в слове рэп ). Существуют также версии, что слово происходит от имени одного из первых растаманов в шоу-бизнесе Рико (Реко) Родригеса, от индийского рага , от слова оборванец (ragamuffin) с оттенком не пренебрежения, а внесенного рудиз одобрения, от регга (якобы имени некоего восточно-африканского народа), и т.п. Но ни одной по-настоящему убедительной версии нет.

Среди звёзд ямайского стиля раста-рэггей наиболее известны непосвященным Джимми Клифф (Jimmy Cliff, род. в 1948) и группа Стенающие (Wailers), откуда вышли такие суперзвёзды, как Питер Тош, Банни Уэйлер (Bunny Wailer, наст.имя Neville O'Riley Livingston, род. в 1947) и самая крупная фигура в истории рэггей - Боб Марли (см.). Менее известны вне круга знатоков и поклонников рэггей певец-проповедник Пылающее копьё (Burning Spear, псевдоним заимствован у лидера национально-освободительного движения Кении Джомо Кениаты, настоящее имя Winston Rodney, p. 1948), группы Черная независимость (Black Uhuru), Абиссинцы ( The Abyssinians ), Эфиопы (Ethiopians), Вибрация Израиля ( Israel Vibration ), британские группы Стальная вибрация (Steel Pulse) и Мистика корней (Misty in Roots), Альфа Блонди из Кот д'Ивуара (Alpha Blondy, настоящее имя Seydou Kone, p. 1953) и южноафриканец Лаки Дубэй (Lucky Dube, настоящее имя Ermelo, p.1967) и тысячи других групп и исполнителей – ведь раста-рэггей как субкультура поощряет беспрецедентно массовое занятие культовой музыкой.

Уже первый всемирный успех ямайской музыки - тогда ещё рок-стеди - песня Десмонда Деккера (Dekker Desmond, p. 1942) Израильтянин (1968 г.) была с растафаристским содержанием, но смысл песни тогда ещё не был понят на Западе. Мало того, фирмы, пытавшиеся заработать на записях ямайского ска, рок-стеди и раннего рэггей, заменяли угрюмые тексты сентиментально-слащавыми. Из песен старательно вычищалось всё, связанное с растафари и субкультурой чёрной нищеты , музыке придавалось по возможности попсовое обличье. Забавно, что позже как раз экзотический бунт и оказался привлекательным для потребителей пластинок, а текстами песен почти без исключения стало изложение идей и пророчеств растафари, причём даже не принадлежавшие к братии музыканты в силу законов жанра стилизовали свои песни под настоящие . Так, чисто гостиничные группы с репертуаром для услаждения слуха отдыхающих начинают отращивать дрэдлокс, обряжаться в растаманские одежды и некстати упоминать Джа Растафари (самый известный пример – Свой круг ( Inner Circle )). Если на первых порах на пластинках старательно прячутся непонятные европейцам атрибуты стиля, то уже дополнительный тираж альбома Марли Схвати огонь выходит в измененном конверте, перегруженном растафарианской символикой: Боб Марли в клубах марихуаны и с длинными дрэдлокс. Отныне на красно-желто-зеленых (цвета растафари, взятые с эфиопского флага) альбомах изображаются Лев Иудейский, звезда Давида, портреты Маркуса Гарви и Хайле Селассие I, либо же певец красуется на фоне кустика марихуаны. Без дрэдлокс же теперь чёрный певец не мог продать ни одной пластинки. Времена изменились, понадобились иные образы, и то, что было препоной для коммерческого успеха – сырое, спонтанное, грубое звучание, неприглаженные маловразумительные для непосвящённых тексты, босяцкий вид исполнителей, даже варварская синкопированная мелодика - всё это превратилось в достоинство.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регги вчера/сегодня/завтра:

Откуда пошла музыка регги

News image

Понятие «музыка регги» для кого-то может показаться очень знакомым, а кто-то просто не сможет даже вспомнить, что это за стиль музыки. Тем не менее ...

Регги в Японии

News image

Начнем с самого начала. Регги – это жанр в музыке, который стал развиваться в шестидесятых годах прошлого столетия на Ямайке. Самым популярным испол...

Субкультура — Руд-бои

News image

Руд-бои (от англ. Rude-boy — грубиян, также руди (rudie)) — молодёжная субкультура, распространённая на Ямайке в 1960-е годы. Возникновение По...

СКА (первая волна)

News image

Первая так называемая ямайская волна музыки ска, ее истоки, зарождение и развитие, музыканты и продюсеры. Всякая музыкальная культура неразрывно ...

Интересные факты:

Интервью Michael Rose

News image

... Ты основатель Waterhouse стиля (прим

Мавадо пустили в Гайана

News image

Ровно год и пять месяцев, с того момента как попав в «черные списки» Дэвид Константин Брукс, более известный как Mavado, выступит в Гайане 19 сентяб...

Загадки смерти Марли

News image

“…раста не работает на ЦРУ” – Боб Марли. Действительно ли в смерти Боба Марли виновно ЦРУ? Это только один из многочисленных вопросов, остающихся...

Отчёты/Афишы:

Reggae Grammy 2010

News image

31 января в Лос-Анджелесе, Калифорния состоялось 52е вручение премии Grammy Awards, где в интересующей нас номинации Best Reggae Album из Buju Ba...

Открытие Музыкального Музея Редких Записей

News image

На Ямайке планируется открытие музея, редких вещей музыкальной истории острова, такие как сольный альбом Боба Марли, до того как он стал мировой зна...

Авторизация


Биография исполнителей:

News image

Насио Фонтейн

Насио Фонтейн – это один из самых известных и талантливых во всем мире на сегодняшний день регги певцов. Его талант ставят на од...

News image

Десмонд Деккер

В период с 1967 по 1970 год Десмонд Деккер в международных хит-парадах имел хитов несравнимо больше любого другого ямайского исп...

10-ка новых статей: