Lady N - Russian Dancehall Lady

News image

Lady N одно из самых известных имен в списке российских реггей артистов. Dancehall Queen, королева дансхола - это прозвище прочно закрепилось за п...

Кимбата

News image

На московской сцене мало найдется групп более веселых и солнечных, нежели Kimbata. Посреди заснеженной России этот уникальный состав исполняет музык...

Алексей Рахов о преимуществе VST-баробанов Stylus

News image

Алексей Рахов о преимуществе VST-баробанов Stylus Петербургский композитор и музыкант Алексей Рахов (paxob, Rasta Orchestra) уже несколько лет ка...

You are here: Главная - Интересные факты - Идеология и идеологи афроцентризма

Идеология и идеологи афроцентризма
Регги - Интересные факты

  идеология и идеологи афроцентризма

Главным теоретиком афроцентризма является афроамериканский ученый Молефи Кете Асанте. Настоящее имя Артур Ли Смит; афроцентристы намеренно меняют «рабские» имена западного происхождения на африканские. Автор более 40 книг и 200 статей. Стал вовлечен в процесс становления Black Studies (африканских и афроамериканских исследований) в качестве академической дисциплины. Создал Программный курс по этой тематике для Темпельского университета в Филадельфии. Издает афроцентристские журналы «Journal of Black studies» и «The afrocentric review». Наиболее популярна его книга Афроцентризм, выдержавшая с 1980 по сегодняшний день 9 изданий.

В разработке афроцентристской идеологии Асанте опирается на идеи своих предшественников, или, как он их называет, «великих пророков»: Блайдена, Гарви, Дюбуа, Сенгора, Диопа, Мартина Лютера Кинга, Мальколма Икса, Элии Мухаммеда, Каренги. Эти идеи разные, но в основе их всех – стремление к самоутверждению. Каждая из них воспринимается как определенная ступень на пути к афроцентристскому сознанию.

Афроцентристская идеология создана для всех людей с черным цветом кожи. Различия в языках, быте, нравах и поведении отдельных этносов, с точки зрения афроцентристов, не столь значительны, как противоречия между африканской и европейской культурами. Главный объединяющий элемент – раса. «Отрицать расу, когда это понятие вторглось в историю и в социальные отношения – это значит отрицать реальность» (Ш.А.Диоп).

Афроцентристы призывают к духовной деколонизации. «Нельзя быть свободным, если не свободен разум». Предлагают альтернативный евроцентристскому образ мышления с африканского эпицентра.

«Афроцентризм не африканскость... если человек родился в Африке, его можно считать африканцем, но не афроцентристом.... Черный цвет кожи еще не делает вас афроцентристом» (М.К.Асанте). Самосовершенствование и духовное раскрепощение основываются на африканских культурных ценностях. Поэтому главный принцип афроцентризма – в своих мыслях и действиях сознательно исходить из знания своей истории и культуры. «Нджиа», священная книга афроцентристов, учит: «Нет пути более совершенного, чем путь, возникающий из собственного исторического знания». Кроме того, необходимо быть активным в проведении афроцентристских идей в любой сфере жизни, проповедовать их среди своих «братьев и сестер». Жесткая опора на традицию в любой сфере жизни: «Архитектор воссоздает традиционные мотивы в современности. Экономист исследует и использует позитивные традиции африканцев в экономике. Ученый или политик видят в традиционном возможности для динамических изменений». Нововведения, не свойственные африканской культуре, отклоняются.

Афроцентристы призывают «совершить афроцентристский прорыв в собственном сознании», заменить многие прежние евроцентристские установки новыми понятиями: «рабское имя» – «африканским именем», «представления о поражении» – «осознанием победы», «неуверенность» – «уверенностью», «приоритет чужой культуры» – «приоритетом своей культуры», «ощущение угнетенности» – «ощущением победы», «европейскую одежду» – «одеждой, отражающей традиционные мотивы», «связь с Европой» – «связью с Африкой», «поклонение европейским святыням» – «поклонению африканским святыням».

Выделяется пять уровней сознания, ведущих к афроцентризму:

осознание своего цвета кожи;

познание окружающего мира через дискриминацию и оскорбления;

формирование личного сознания;

проявление интереса и заботы к проблемам черных;

афроцентристское сознание: сознательная борьба за освобождение собственного разума.

В приоритетное положение ставятся ценности своей культуры. «Национальные интересы должны стать главными».

Афроцентристы отходят от критического восприятия африканского прошлого, они его идеализируют. В недостатках современного африканского общества они обвиняют Европу. Отмечая, что «гомосексуализм не соответствует афроцентристской идее», видят причину распространения этого явления среди африканцев в отрицательном влиянии европейской культуры. Не скрывают своего негативного отношения к западным ценностям. Не отрицают другую культуру для других, но сами от нее отказываются. В Америке современный лидер черного меньшинства Фаррахан, возглавляющий воинствующее религиозное движение «Нацию Ислама», проповедует идеи раздельного существование рас, запрета на смешанные браки.

Афроцентристы говорят о необходимости формирования своей собственной науки – афрологии. «Афрология – это афроцентристское изучение концепций, проблем и поведения с особым упором на африканский мир, как в диаспоре, так и на самом континенте» (М.К.Асанте). Афрология – это особый научный метод. Суть его в том, что в любом исследовании, связанном не только с африканской историей, нужно отталкиваться от африканского центра, от африканского знания и представления. «Это кристаллизация идей и методов ученых, ориентированных на черную расу». Необходимо по-новому посмотреть на старое, критически отнестись к евроцентристским прежним привычным представлениям. Так, переосмыслить утверждение, что Европа – учитель, а Африка – ученик. Или, например, известна антропологическая характеристика негроидов, принятая в мировой науке: «толстые губы, плоский нос, курчавые, жесткие волосы». Но, если сравнить негроидов с европеоидами, исходя из африканского центра, то получится, что «у европеоидов неразработанные, неразвитые губы, указательный, выпирающий нос, мягкие волосы». Наиболее известной стала Афроцентристская критика европейской культуры и поведения афроамериканской исследовательницы Маримбы Ани. Это очень жесткая критика, в какой – то мере правильная, но не всегда достаточно обоснованная, с большими перегибами.

Большое значение в распространении идей афроцентризма придается Церкви. Церковь оказывает значительное влияние на человеческое сознание. Церковные лидеры управляют большим числом последователей, чем любые общественные организации. Но пока нет единой африканской Церкви – она должна сформироваться на африканской основе.

Идеи общности африканцев на основе их происхождения, физиологии, психологии, менталитета, в устах проповедников афроцентризма выглядят вполне убедительными для нуждающихся в поддержке и сострадании со стороны себе подобных. Неслучайно, к признанию афроцентризма пришло немало людей. Это способ для них преодолеть «комплекс неполноценности», отказ от «белой маски» и стремление выглядеть при этом личностью и одновременно быть частью коллектива. Это приводит к втягиванию широких масс в радикальные политические движения и к легитимизации тех или иных политических действий их руководителей. Африканские лидеры бросают обвинения Европе за колонизацию и геноцид, требуют компенсации. Президент ЮАР Табо Мбеки, например, заявил об ответственности за апартхейд даже тех, кто хотя и не поддерживал этот режим, но все же и не оказывал ему сопротивления, поскольку такие люди все равно пользовались его благами. В настоящее время в Зимбабве, ЮАР, Ливии проводится антигуманная политика по отношению к белому меньшинству.

Сторонники афроцентризма сейчас активно тиражируют эти идеи через СМИ: телевидение, радио, периодическую печать, интернет. Афроцентризм превратился в специальную дисциплину и в методологию преподавания философии, истории и культуры.

Афроцентризм дает возможность, абстрагируясь от общепринятых евроцентристских приемов и стереотипов, критически переосмыслить историческое и культурное наследие «черного» континента и его вклад в развитие мировой науки и культуры.

Но с момента своего возникновения афроцентризм претендует на то, чтобы стать универсальной идеологией африканцев, основой их единой морали и нравственности, этики и эстетики, законом общественного устройства, руководством к действию и методологией научных исследований.

В самой сути афроцентризма заложено противоречие: это борьба с белым расизмом при помощи расовой идеологии черных.

Афроцентризм воспринимается неоднозначно даже самими африканцами. И сейчас ведутся дебаты о ценностях такой идеологии. Негативную реакцию со стороны критиков вызвало очевидное стремление «переписать» историю с позиций субъективизма, намеренное искажение фактов и событий, а также сама попытка вести борьбу с расизмом при помощи расизма.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регги вчера/сегодня/завтра:

Sleng Teng Riddim история легендарного ритма

News image

Ритм, который начал эру цифрового рэггей в 1985 году. В 80-е годы XX века некоторые мелодии уже указывали на это фундаментальное изменение - полуком...

Легенда о появлении rocksteady

News image

1. Get Ready for Rocksteady В середине 1960-х, когда музыка ска была еще очень популярна, на Ямайке появился новый стиль. Певец Hopeton Lewis объ...

Ska на острове и за его пределами

News image

В первой половине 60-х ска начал обретать популярность и за пределами Ямайки. Принс Бастер заключает контракт с британской фирмой Melodisc Record...

Истоки регги

News image

Стиль музыки, называемый регги, возник на Ямайских островах более 40 лет назад. Источником вдохновения для создания подобного стиля были RnB компози...

Интересные факты:

Интервью с Театром 19

News image

Кто:       Игорь Ладенко - Художественный руководитель, режиссер-постановщик. Олег Дидык - Актер (В фантасмагории «Хулия Славлю!» он - Хома Божий...

The Wailers – всё ещё на музыкальной волне

News image

Группа The Wailers первоначально была сформирована в 1969 году Бобом Марли, совместно с четырьмя другими членами, в том числе Aston “Family Man” Bar...

История жизни Боба Марли

News image

Боб Марли был героической фигурой, в прямом смысле этого слова. Его смерть пришла в то время, когда его слова и мысли начали доходить до миллионов. ...

Отчёты/Афишы:

Ежегодный фестиваль регги на Ямайке

News image

Каждый год у Montego Bay (Ямайка) в конце июля проходит настоящий фестиваль регги. Этот фестиваль является для настоящих ценителей этого стиля музык...

Братья Марли дали концерт во Флориде

News image

2 марта во Флориде все поклонники Боба Марли и регги (reggae) могли побывать на концерте его сыновей. На концерте выступали Stephen, Damian и Ky-Man...

Авторизация


Биография исполнителей:

News image

The Jamaicans

The Jamaicans  - ска-рокстеди трио, созданное на Ямайке в 1967 году. Основатели - Tommy Cowan, Norris Weir и Martin Williams. Пе...

News image

Биография «The Skatalites»

Группа Skatalites появилась на свет на Ямайке в мае 64-го и состояла из одиннадцати уже имевших какой-то опыт местных музыкантов...

10-ка новых статей: