Spitfire — интервью

News image

Перед московской презентацией нового альбома группа Spitfire любезно согласилась дать небольшое интервью серверу аСКАрбин. От лица группы на вопросы...

Группа B.el Sol

News image

С тиль: reggae and all vibes Состав B.el Sol 1. Чуканова (Helga) Ольга - вокал 2. Горбачёв (Buzz) Дмитрий - клавиши 3

Simba Vibration

News image

Музыка Симбы — соединение разных культур от Африки до Урала и Лапландии, оригинальный сплав самых разнообразных музыкальных традиций: конголезских...


You are here: Главная - Интересные факты - Идеология и идеологи афроцентризма

Идеология и идеологи афроцентризма
Регги - Интересные факты

  идеология и идеологи афроцентризма

Главным теоретиком афроцентризма является афроамериканский ученый Молефи Кете Асанте. Настоящее имя Артур Ли Смит; афроцентристы намеренно меняют «рабские» имена западного происхождения на африканские. Автор более 40 книг и 200 статей. Стал вовлечен в процесс становления Black Studies (африканских и афроамериканских исследований) в качестве академической дисциплины. Создал Программный курс по этой тематике для Темпельского университета в Филадельфии. Издает афроцентристские журналы «Journal of Black studies» и «The afrocentric review». Наиболее популярна его книга Афроцентризм, выдержавшая с 1980 по сегодняшний день 9 изданий.

В разработке афроцентристской идеологии Асанте опирается на идеи своих предшественников, или, как он их называет, «великих пророков»: Блайдена, Гарви, Дюбуа, Сенгора, Диопа, Мартина Лютера Кинга, Мальколма Икса, Элии Мухаммеда, Каренги. Эти идеи разные, но в основе их всех – стремление к самоутверждению. Каждая из них воспринимается как определенная ступень на пути к афроцентристскому сознанию.

Афроцентристская идеология создана для всех людей с черным цветом кожи. Различия в языках, быте, нравах и поведении отдельных этносов, с точки зрения афроцентристов, не столь значительны, как противоречия между африканской и европейской культурами. Главный объединяющий элемент – раса. «Отрицать расу, когда это понятие вторглось в историю и в социальные отношения – это значит отрицать реальность» (Ш.А.Диоп).

Афроцентристы призывают к духовной деколонизации. «Нельзя быть свободным, если не свободен разум». Предлагают альтернативный евроцентристскому образ мышления с африканского эпицентра.

«Афроцентризм не африканскость... если человек родился в Африке, его можно считать африканцем, но не афроцентристом.... Черный цвет кожи еще не делает вас афроцентристом» (М.К.Асанте). Самосовершенствование и духовное раскрепощение основываются на африканских культурных ценностях. Поэтому главный принцип афроцентризма – в своих мыслях и действиях сознательно исходить из знания своей истории и культуры. «Нджиа», священная книга афроцентристов, учит: «Нет пути более совершенного, чем путь, возникающий из собственного исторического знания». Кроме того, необходимо быть активным в проведении афроцентристских идей в любой сфере жизни, проповедовать их среди своих «братьев и сестер». Жесткая опора на традицию в любой сфере жизни: «Архитектор воссоздает традиционные мотивы в современности. Экономист исследует и использует позитивные традиции африканцев в экономике. Ученый или политик видят в традиционном возможности для динамических изменений». Нововведения, не свойственные африканской культуре, отклоняются.

Афроцентристы призывают «совершить афроцентристский прорыв в собственном сознании», заменить многие прежние евроцентристские установки новыми понятиями: «рабское имя» – «африканским именем», «представления о поражении» – «осознанием победы», «неуверенность» – «уверенностью», «приоритет чужой культуры» – «приоритетом своей культуры», «ощущение угнетенности» – «ощущением победы», «европейскую одежду» – «одеждой, отражающей традиционные мотивы», «связь с Европой» – «связью с Африкой», «поклонение европейским святыням» – «поклонению африканским святыням».

Выделяется пять уровней сознания, ведущих к афроцентризму:

осознание своего цвета кожи;

познание окружающего мира через дискриминацию и оскорбления;

формирование личного сознания;

проявление интереса и заботы к проблемам черных;

афроцентристское сознание: сознательная борьба за освобождение собственного разума.

В приоритетное положение ставятся ценности своей культуры. «Национальные интересы должны стать главными».

Афроцентристы отходят от критического восприятия африканского прошлого, они его идеализируют. В недостатках современного африканского общества они обвиняют Европу. Отмечая, что «гомосексуализм не соответствует афроцентристской идее», видят причину распространения этого явления среди африканцев в отрицательном влиянии европейской культуры. Не скрывают своего негативного отношения к западным ценностям. Не отрицают другую культуру для других, но сами от нее отказываются. В Америке современный лидер черного меньшинства Фаррахан, возглавляющий воинствующее религиозное движение «Нацию Ислама», проповедует идеи раздельного существование рас, запрета на смешанные браки.

Афроцентристы говорят о необходимости формирования своей собственной науки – афрологии. «Афрология – это афроцентристское изучение концепций, проблем и поведения с особым упором на африканский мир, как в диаспоре, так и на самом континенте» (М.К.Асанте). Афрология – это особый научный метод. Суть его в том, что в любом исследовании, связанном не только с африканской историей, нужно отталкиваться от африканского центра, от африканского знания и представления. «Это кристаллизация идей и методов ученых, ориентированных на черную расу». Необходимо по-новому посмотреть на старое, критически отнестись к евроцентристским прежним привычным представлениям. Так, переосмыслить утверждение, что Европа – учитель, а Африка – ученик. Или, например, известна антропологическая характеристика негроидов, принятая в мировой науке: «толстые губы, плоский нос, курчавые, жесткие волосы». Но, если сравнить негроидов с европеоидами, исходя из африканского центра, то получится, что «у европеоидов неразработанные, неразвитые губы, указательный, выпирающий нос, мягкие волосы». Наиболее известной стала Афроцентристская критика европейской культуры и поведения афроамериканской исследовательницы Маримбы Ани. Это очень жесткая критика, в какой – то мере правильная, но не всегда достаточно обоснованная, с большими перегибами.

Большое значение в распространении идей афроцентризма придается Церкви. Церковь оказывает значительное влияние на человеческое сознание. Церковные лидеры управляют большим числом последователей, чем любые общественные организации. Но пока нет единой африканской Церкви – она должна сформироваться на африканской основе.

Идеи общности африканцев на основе их происхождения, физиологии, психологии, менталитета, в устах проповедников афроцентризма выглядят вполне убедительными для нуждающихся в поддержке и сострадании со стороны себе подобных. Неслучайно, к признанию афроцентризма пришло немало людей. Это способ для них преодолеть «комплекс неполноценности», отказ от «белой маски» и стремление выглядеть при этом личностью и одновременно быть частью коллектива. Это приводит к втягиванию широких масс в радикальные политические движения и к легитимизации тех или иных политических действий их руководителей. Африканские лидеры бросают обвинения Европе за колонизацию и геноцид, требуют компенсации. Президент ЮАР Табо Мбеки, например, заявил об ответственности за апартхейд даже тех, кто хотя и не поддерживал этот режим, но все же и не оказывал ему сопротивления, поскольку такие люди все равно пользовались его благами. В настоящее время в Зимбабве, ЮАР, Ливии проводится антигуманная политика по отношению к белому меньшинству.

Сторонники афроцентризма сейчас активно тиражируют эти идеи через СМИ: телевидение, радио, периодическую печать, интернет. Афроцентризм превратился в специальную дисциплину и в методологию преподавания философии, истории и культуры.

Афроцентризм дает возможность, абстрагируясь от общепринятых евроцентристских приемов и стереотипов, критически переосмыслить историческое и культурное наследие «черного» континента и его вклад в развитие мировой науки и культуры.

Но с момента своего возникновения афроцентризм претендует на то, чтобы стать универсальной идеологией африканцев, основой их единой морали и нравственности, этики и эстетики, законом общественного устройства, руководством к действию и методологией научных исследований.

В самой сути афроцентризма заложено противоречие: это борьба с белым расизмом при помощи расовой идеологии черных.

Афроцентризм воспринимается неоднозначно даже самими африканцами. И сейчас ведутся дебаты о ценностях такой идеологии. Негативную реакцию со стороны критиков вызвало очевидное стремление «переписать» историю с позиций субъективизма, намеренное искажение фактов и событий, а также сама попытка вести борьбу с расизмом при помощи расизма.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регги вчера/сегодня/завтра:

Определение сути движения музыки регги

News image

Регги является одним из многих стилей ямайской поп-музыки. Учитывая популярность музыкального стиля регги, его основатели очень давно организовали с...

Истоки регги

News image

Стиль музыки, называемый регги, возник на Ямайских островах более 40 лет назад. Источником вдохновения для создания подобного стиля были RnB компози...

История Растафарианства

News image

С точки зрения эфиопского православия и c комментариями растафарианца. Православие появилось в Новом Свете вместе с иммигрантами из Восточной Евр...

Роль ска-музыки в появлении регги

News image

Ска-музыка появилась значительно раньше музыки регги, и именно она сыграла очень важную роль в особенностях исполнения и становлении музыкального дв...

Интересные факты:

Памятные даты для Марли

News image

6 февраля 1945 года – День рождения Роберта Неста Марли (Bob Marley). 1963 год – Основание группы “The Wailers”. 1964 год – Композиция Simmer...

Steelie в тяжёлом состоянии

News image

Пионер цифрового дансхолла Вайклиф «Steely» Джонсон (Wycliffe «Steely» Johnson) из дуэта Steelie & Cleevie в критическом состоянии находится в о...

Dancehall звезду Beenie Man’а задержали в Антигуа

News image

Самостоятельно провозгласивший себя король Dancehall (дансхолла), Beenie Man, был задержан местными службами безопасности и таможенными органами в А...

Отчёты/Афишы:

«Плакальщики» едут в Петербург

News image

Легендарная группа The Wailers, в составе которой достиг успеха Боб Марли, выступит в ГлавClubе. Боб Марли – икона регги и отец-основатель легенд...

Новый альбом Mavado

News image

В начале марта 2010 года, появится альбом одного из самых знаменитых певцов dancehall (дансхолл). Именно благодаря Mavado, этот стиль музыки донёсся...

Авторизация


Биография исполнителей:

News image

Winston McAnuff

Winston McAnuff родился в 1957 году на Ямайке в районе холмов Манчестерского округа. Отец будущей звезды был проповедником. Роди...

News image

Дэдди Янки /Раймонд Аяла/

Настоящее имя: Raymond Ayala. Родился: 3 февраля 1977 года в Santurce, Puerto Rico. Раймонд Аяла (Daddy Yankee) родился и рос...

10-ка новых статей: