Arctic Riddim (Уфа)

News image

/Riddim - ритм (или риддим - в ямайской транскрипции) - это ритмическая основа музыкального произведения. В ямайской музыке это обычно характерная...

«Доза Радости»: Даешь регги на китайском!

News image

Пятеро задорных музыкантов на протяжении нескольких лет доставляют радость в чистом виде хоть ещё не во все точки земного шара, но уже прямиком в се...

Шашки

News image

Проект «Шашки» создан с целью доведения до абсурда всех музыкальных идей, когда либо посещавших участников коллектива. минималистический подход к ар...


You are here: Главная - Интересные факты - Растафарианство как оно есть

Растафарианство как оно есть
Регги - Интересные факты

  растафарианство как оно есть

безуспешно. Или же он мог просто самоустраниться от общества, которое оскорбляло его, создать религию, культуру и образ жизни, которые, полностью исключая белого человека и дела рук его, ставят его самого вне досягаемости пренебрежительного отношения белых и пропитанных предрассудками мнений, основанных на европейских ценностях...

И есть только два пути – Джа Растафари или война... БГ

Движение растафари, распространившееся сегодня практически по всему миру, зародилось среди чернокожего населения Ямайки в начале XX века. Это движение, объединяющее многочисленные группировки, крайне неоднородно, поэтому довольно трудно определить, является ли оно политическим или религиозным. Впрочем, сами расты (как называют приверженцев растафари) оценивают, скорее, положительно разнообразие идей внутри движения. Для них растафари – это не религия, не философия, не организация, а «тотальность всего жизненного опыта», активная попытка воплотить в жизнь волю Джа (так расты называют Иисуса).

Вдохновителем этого движения был Маркус Гарви, один из самых выдающихся негритянских лидеров, выступавших за возвращение чернокожих США и Карибских островов в Африку, на историческую родину. Личность Гарви, родившегося в 1887 году в небольшом селении на Ямайке, приобрела мессианское значение для его земляков и собратьев. В 1914 году Гарви создает Всемирную организацию за улучшение положения чернокожего населения. Первоначально его деятельность встретила сопротивление со стороны официальных колониальных властей, да и пребывавшее в апатии после неудачного восстания чернокожее население также отнеслось без особого энтузиазма к идее Гарви создать всемирное братство всего негритянского населения Земли. Понимая, что на Ямайке ему не удастся осуществить свою мечту, Гарви уезжает в 1916 году в США.

Будучи сам чернокожим католиком, он выдвинул оригинальную идею, объявив Христа, Адама и вообще всех чернокожих – «черными израильтянами», а Эфиопию – «истинным Сионом». Именно эта идея и вдохновляла последователей Гарви. Кроме того, он предсказал появление в Африке могущественного короля, способного принести свободу всем чернокожим. Свое пророчество Гарви обосновывал словами псалма: «Придут вельможи из Египта; Эфиопия прострет руки свои к Богу» (Пс. 68:31). Таким королем был объявлен Рас (то есть «принц, князь») Тафари Мэкконнен, взошедший на престол в Эфиопии в 1930 году. Поэтому этот год и считается годом оформления движения растафари (отсюда и его название). Считалось, что в Эфиопии был коронован не просто еще один монарх. Hа эфиопский престол взошел Его Императорское Величество Хайле Селассие I, Царь Царей, Господь Господствующих, Лев из Дома Иудина, Избранник Божий, Светоч Мира, Царь Сиона. Было вычислено, что новый монарх является 225-м правителем в династии Царя Соломона. Расты восприняли Хайле Селассие не только как чернокожего мессию и борца за справедливость, но и как живого Бога – Джа. Теперь для негритянского населения Ямайки Эфиопия была тем, чем Иерусалим является для евреев. А в императоре Эфиопии расты усматривали провозвестника предсказанной репатриации чернокожих на родину, в Землю Обетованную (Иезек. 37, Исайя 43, Иеремия 23, 33). Позже расты часто вспоминали, что Гарви, уезжая в США, в своей прощальной речи (задолго до коронации Хайле Селассие) сказал: «Устремите свои взоры на Африку, коронующую чернокожего короля; он будет Спасителем». В 1930 г. положение негритянского населения Ямайки было отчаянным. Это создавало благоприятную почву для распространения учения Гарви. Хайле Селассие получил божественный статус. Бог Эфиопии, о котором говорил Гарви, появился во плоти, и теперь каждый, кто жаждал спасения, мог получить его от самого могущественного правителя мира, перед которым преклоняют свои колени все короли. Чернокожим во всем мире было достаточно лишь призвать его имя, и «лев от колена Иудина» сможет разорвать все цепи.

Вышеизложенное – отрывок из «Книги Бытия», открывающей «Полную Библию растафари», выпущенную в Великобритании в 1982 году. Расты уверены, что белые проповедники исказили суть учений, изложенных в Библии. Поэтому были предприняты попытки «реставрировать» текст Библии. В результате, появилась «Холи (святая) Пиби» – оккультная Библия, якобы переведенная с амхарского языка. В ней излагается история Вавилонского пленения, то есть рабства чернокожих в странах Запада, и предрекается разрушение «белого Вавилона» и возвращение «чернокожих израильтян» в Африку, истинный Сион. «Холи Пиби» признается растами в качестве источника литургических текстов. У растов нет специальных молитвенных домов. Однако собрания они проводят довольно часто. Классические расты устраивают богословские споры, молитвенные встречи в духе Талмуда с целью обрести Истину. Расты считают, что Истина не может быть познана лишь с помощью человеческих усилий. Сверхпонимание может прийти только при помощи Бога – Джа, связь с которым есть у каждого человека. Мистический опыт растов подчеркивает важность непосредственного контакта с Джа. Единство с Богом осуществляется в процессе самораскрытия, чаще всего через покаяние. Мистическое единство с Богом, к которому стремятся расты, они выражают оборотом «Я и Я», что означает «Я в присутствии Бога». При созерцании Джа все действия становятся равнозначными, поэтому для поклонения не существует каких-либо специально установленных времени и места. Hекоторые общины растов разделены по половому признаку и напоминают монастыри. Однако большинство растов живет обычной жизнью, не удаляясь от общества. Ортодоксальные расты являются строгими вегетарианцами, отказываются даже от рыбы. Употреблять в пищу допускается только рыбу не длиннее 25 сантиметров, поскольку рыба больших размеров считается «пищей Вавилона», то есть общества белых, где люди «поедают» друг друга. Кроме того, настоящие расты не потребляют алкоголь, не пьют молоко и кофе. В качестве напитков они используют чаи из различных трав и кореньев.

Вот как отозвался о растафари белый ямайский аристократ: «За всей этой фундаменталистской белибердой стоит, однако, здравая психологическая истина. В 20-е годы на Ямайке чернокожему, если он хотел спасти самоуважение, жестоко попираемое расовыми предрассудками, оставались открытыми лишь два пути. С одной стороны, он мог попытаться пробиться наверх и стать чем-то вроде «черного джентельмена». Многие пытались, но безуспешно. Или же он мог просто самоустраниться от общества, которое оскорбляло его, создать религию, культуру и образ жизни, которые, полностью исключая белого человека и дела рук его, ставят его самого вне досягаемости пренебрежительного отношения белых и пропитанных предрассудками мнений, основанных на европейских ценностях... В какой-то мере растафаризм был лучшим путем. Растаманы исповедовали любовь, мир и согласие между людьми и расами. Освободившись от ежедневного воздействия доктрин превосходства белой расы, они достигли уверенности в себе и сбросили бремя, постоянно гнетущее более «респектабельных чернокожих» [Cargill M. Jamaica Farewell. – Secaucus,N.J.,1978,p.19.].

Вопреки широко распространенному мнению, что все расты курят марихуану, в ортодоксальных общинах растов ее вообще не употребляют. Это ложное впечатление сложилось в результате того, что в колониальные времена курить запрещенную марихуану считалось своего рода протестом. В некоторых общинах допустимо контролируемое использование «травы мудрости» с целью достижения определенных медитативных состояний и как акт «ублажения Бога благовониями». Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения. Со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс.104:14) под ней понимается любое упоминание флоры в священных текстах. Многие расты не преминут напомнить, что, согласно преданию, первым растением, выросшим на могиле царя Соломона, мудрейшего человека на земле, была именно конопля, «трава мудрости». В интервью журналу «Роллинг Стоун» Боб Марли говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе твою собственную суть. Все твои недостойные поступки открываются тебе травкой– это твоя совесть, и она дает тебе честную картину самого себя. Травка заставляет тебя предаться созерцательному размышлению... это всего лишь природный продукт, и она растет, подобно дереву» [Цит. по: Whitney M.L., Hussey D.Bob Marley: reggae king of the World. – Kingston,1984, p.149]. А вот что пишет журнал британских растаманов: «Посредством священной травы, которую создатель дал человеку для пищи (духовной) Е.Г.О. [H.I.M. – His Imperial Majesty – т.е. Хайле Селассие I] слуга отделяет себя от Вавилона, лаже находясь посреди него. Человек очищает храм свой, воскуривая в нем этот божественный фимиам. Эта трава есть причащение Я и Я к Джа, к Псалмам, чтобы изгнать порочные понятия их Живой Церкви человека (по представлениям расты человек – сам себя храм, поэтому культовые сооружения излишни) и преградить Вавилону дорогу назад. И хотя Система борется с травой, она не может помешать расте пользоваться этим божественным средством очищения, чтобы возносить хвалу Джа Растафари». Далее говорится о том, что без священной травки человек остается в Вавилоне безоружным, а курение лишь время от времени небольшого косячка тоже в век всеобщего осквернения не спасает: надо регулярно превращать себя в Храм огня, возжигая священный фимиам [Jahug, vol.2,1992]. Надо сказать, что при всем при том растаманы очень заботились о своем здоровье, особенно налегая на естественный рацион питания, и отличаются долголетием: видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в чисто ритуальных целях и не совмещается с более сильными наркотиками.

Листик марихуаны – столь же излюбленный символ растафари, как и Звезда Давида и Лев Иудейский.

Из смеси просторечия, библейской и «философской» лексики братия даже создала свой язык – I-language, или dread-talk. Богатая символика и игра в переосмысление слов делает песни рэггей похожими на камлание, текст становится заумью, загадочной и невразумительной, зато дает простор интуитивному переживанию и чувствованию. Характерная черта I-language – наделение мистической силой слова «Я»(«I») как символа приобщенности каждого человека к Джа. В «I» видели и символ «порядкового номера» императора, чье имя воспринималось как «Хайле Селассие Ай», и знак возвышенности и внутренного зрения (по звучанию слов «high» и «eye»). «Я» как знак личностного начала заменяет и объектный падеж местоимений, себя же братия называет «Я и Я». По возможности «I» вставляется во все «хорошие» слова: Ithiopia, Iquality, Inity вместо Ethiopia (Эфиопия и весь Африканский континент, известный в древности под этим названием), equality (равенство), unity (в смысле «единство со Всевышним»).

Сегодня движение растафари, росту популярности которого в немалой степени способствовали музыка рэгги и особенно Боб Марли, в целом, занимает пацифистские позиции. Hе случайно Католическая комиссия по расовому правосудию рекомендовала всем католическим церквям и светским организациям «признать движение растафари полноценной религией», относиться с уважением к растам и оказывать им всяческую поддержку.

Рэггей (raggae) – это культовая музыка, посвященная Богу Джа. У нее свой узнаваемый ритм: размер четыре четверти с акцентом на слабые 2 и 4 доли. Идея «рутс-рэггей» (коренного рэггей): недостаточно вернуть на родину свое тело, надо понять, что твой дух неотделим от родной земли, только там ты сможешь обрести мир. «Музыка Рэггей– это вибрации всех светлых людей этого мира», – говорил «отец» рэггей Боб Марли. Именно он превратил эту музыку в оружие борьбы с притеснителями и заменил религиозные тексты на политические.

В Россию рэггей пришел относительно поздно, в 80-х годах. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы рэггей в своем творчестве. Сейчас же в России огромное множество «тру» растаманских команд: Shamansky Beat, Dub TV, Green Point, «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и, конечно же, «главные по рэггей» – Jah Division! Со времен Боба Марли рэггей пустил много новых ростков. Появились dub (афро-карибская музыка в электронной обработке), ska (смесь ямайского рэггей с ритм-н-блюзом из Майами; расшифровывается как «Shake it, catch it again!»), rock-steady (рэггей с примесью соула) и др.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регги вчера/сегодня/завтра:

Музыкальная культура реггей

News image

Реггей или регги – музыкальная культура, которая возникла и развивается на Ямайке. Она возникла в результате взаимодействия карибского Калипсо, амер...

Ska на острове и за его пределами

News image

В первой половине 60-х ска начал обретать популярность и за пределами Ямайки. Принс Бастер заключает контракт с британской фирмой Melodisc Record...

Немного истории

News image

Музыка регги представляет собой одну из национальных форм популярной музыки. Исторические корни направления регги следует искать в народной музыке Л...

Роль ска-музыки в появлении регги

News image

Ска-музыка появилась значительно раньше музыки регги, и именно она сыграла очень важную роль в особенностях исполнения и становлении музыкального дв...

Интересные факты:

Интервью Вкусного («Каникулы Бонифация»)

News image

Интервью лидера группы «Каникулы Бонифация» Вкусного: (Слова Вкусного написаны точно так, как он говорил, приведены для того чтобы вы поняли его ...

Для меня Ямайка – это школа. Она действительно учит как выжить в этом суровом мире. Alborosie

News image

Итальянский ди-джей, музыкант и продюсер - Альборози (Alborosie), в этом месяце выпускает свой долгожданный первый сольный альбом. Об этом, о своей ...

Эксклюзивное интервью с известным регги певцом

News image

Один из самых известных и талантливых в мире на сегодняшний день регги певцов, Насио Фонтейн (Nasio Fontaine) дал эксклюзивное интервью онлайн журна...

Отчёты/Афишы:

Ежегодный фестиваль регги на Ямайке

News image

Каждый год у Montego Bay (Ямайка) в конце июля проходит настоящий фестиваль регги. Этот фестиваль является для настоящих ценителей этого стиля музык...

[07.08.2010] [Москва] SHAKE SOME ACTION! @ Клуб Марсель

News image

[07.08.2010] [Москва] SHAKE SOME ACTION! @ Клуб Марсель Начало: 07.08

Авторизация


Биография исполнителей:

News image

The Toasters

Ska is good, fun music that carries a social and political message--there are a lot of selling points to it Robert Hingley ...

News image

Nuclear Device

Рад познакомить Вас с легендами 80-ых. Когда-то эта банда была флагманом левого движения молодёжи Франции и одной из заметных ве...

10-ка новых статей: