Два льва

News image

В 1992 году Студия Андрея Тропилло «АнТроп» выпускает первую в России пластинку Боб Марли. Лучшее . На диск входят песни, записанные в Black ARK ст...

Шашки

News image

Проект «Шашки» создан с целью доведения до абсурда всех музыкальных идей, когда либо посещавших участников коллектива. минималистический подход к ар...

Simba Vibration

News image

Музыка Симбы — соединение разных культур от Африки до Урала и Лапландии, оригинальный сплав самых разнообразных музыкальных традиций: конголезских...

You are here: Главная - Интересные факты - Ликбез: реггей, ска, рокстеди, дансхолл, раггамаффин

Ликбез: реггей, ска, рокстеди, дансхолл, раггамаффин
Регги - Интересные факты

  ликбез: реггей, ска, рокстеди, дансхолл, раггамаффин

Обычно, когда речь заходит о реггей-культуре и связанных с ней музыках, начинается путаница – что откуда произошло и чем друг от друга отличается. Дабы не смущать умы и уши истинных ценителей славных музыкальных традиций, попробуем в виде краткой и не особо занудной статьи прояснить, что к чему.

Первым делом следует уяснить, что реггей – это жанр, в нем до фига разных, хотя и родственных направлений. Типа дерево и ветки, точнее – корни, ведь речь идет о культуре корней (roots, выражаясь инородно).

Приверженцы легенд уверены, что эта музыка, появившаяся в конце 50-х годов, являла собой результат своеобразного соперничества между американским рок-н-роллом и ритм-н-блюзом. Отличалась эта музыка очень энергичным темпом и более всего навеивала желание предаться танцам. Со временем в нее примешались африканские и карибские нотки – сегодня это называется ска.

Чуть позже, в 60-х, появился рокстеди. Единственным отличием от ска стал темп: в рокстеди он был более медленным, но по-прежнему вполне танцевальным. А так, все то же: славная ямайская гитара, булькающие фисгармонии, дополненные барабанами, бас, всевозможные дудки-свистелки, вокал и, само собой, ритм, за который мы так любим и ска, и рокстеди, и их родственников.

Следующая стадия эволюции музыки – кому-то может показаться странным, но опять связанная с замедлением темпа – дала свет реггей-музыке. Этот момент, кстати, склонны забывать некоторые современные «растаманы» с искусственными дредами – они уверены, что реггей был первым. Но нет – всего лишь третьим, после ска и рокстеди. Сам термин «реггей» появился благодаря фантазии Toots и The Maytals, имевших в виду, прежде всего, отношение сей музыки к «королям» (reggae – в вольном переводе с латыни – для короля). От предшествовавших направлений реггей отличался еще несколькими деталями: более выраженными басами, меньшей долей барабанов и качественно новым духовным наполнением. Лирика очень тесно связана с растафарианством. Музыку начального этапа развития этого направления принято называть «музыка корней», именно она оказала наибольшее влияние на последующее становление жанра. Спасибо Бобу Марли!

Следующим стал lover`s rock, позволю себе называть его буквально любовным роком. Как несложно догадаться из самого термина, главными темами этого стиля стали любовь-морковь, дружба и прочие нежности. Наиболее известные исполнители: Грегори Исаак, Фреди Мак Грегор и Деннис Браун.

Вслед за lover`s rock на поверхность выплывает даб. На Ямайке в те года песни выходили сначала в виде сингла на 7-дюймовой пластинке (в Штатах их стали называть сорокапятками), на второй стороне которой была записана так называемая версия – та же самая вещь, но с дополнительными психоделическими миксами и зачастую без вокала. Даб достаточно быстро освоился в клубах и прочих заведениях культурно-танцевального характера, обычно «версии» ставили сразу после оригинала.

Как-то раз одному ямайскому МС пришла в голову мысль поболтать, почитать и попеть во время звучания «версии», имя гения – Daddy U-Roy. Эта идея была живо и с энтузиазмом принята на вооружение выходцами славного острова, перебравшимися в Нью-Йорк – в результате имеем рэп (хип-хоп, если вам угодно). Может кому-то тяжело будет в это поверить, но за рэп приносим свою благодарность опять-таки Ямайке.

В Америке – рэп, а на Ямайке даб обретает новое звучание: на музыку так замечательно накладываются стихи, что возникает новое направление – поэтический даб. Имена героев: Mutabaruka, Oko Onoura и Yasus Afari. Кстати, поэтический даб довольно уверенно себя чувствует на музыкальной сцене и сегодня. Более того, из него выросло еще одно интересное направление – dancehall. Рагга, дж-стиль, ямайский рэп – все это разные названия одного направления, именно дансхолла. Опять вернулись традиционные звучание и ритмы, теперь уже украшенные высокохудожественной вокальной читкой (надо бы поискать аналоги слову читка!).

Вместе с появлением дансхолла в реггей пришли и современные технологии: электронные биты стали той пропастью, которая обособила это направление от всех ему предшествовавших. Shabba Ranks и Buji Banton смогли донести до всего мира подстили дансхолла: slakness (дословно, расслабон), где основное внимание уделялось откровенно сексуальной лирике, и gun talk, содержащий жесткие, связанные с насилием тексты. А потом на сцене появились Shaggy, Snow, Bounty Killer и Fugеes, благодаря которым популярность этой музыки в мире достигла весьма и весьма серьезных масштабов.

Где-то в середине 90-х годов, видимо, устав от секса, насилия и прочих мирских дел, Capleton и Buju Banton обращаются в растафарианство. Вслед за этим большинство музыкантов дансхолла тоже принимают веру, что естественным образом отражается и на их творчестве – вместо привычных «sex&guns» в текстах все чаще звучит «Selassie». Возможно, они просто подросли, возможно, поумнели – как бы там ни было, а лирика стала намного серьезнее, сознательнее и одухотвореннее.

Постепенно в развитии дансхолла происходит виток по направлению к истокам, Tony Rebel, Sizzla и Anthony B вновь используют стандартные, то есть традиционные ритмы. В сочетании с растафарианской лирикой получается очередной подстиль – culture, то бишь культура в самом настоящем смысле этого слова.

Описать все направления, выросшие из ска, не представляется возможным, дабы не запутать читателя окончательно, поэтому просто перечислим некоторые из них: two tone ska (что-то вроде двутонового ска, появился в Соединенном Королевстве в 70-х); ска третьей волны – американский гибрид двутонового ска, панка и жесткой альтернативы); niyabingi (рука не поднимается написать это название русскими буквами) – африканские и ямайские традиционные барабанчики в сочетании с растафарианскими хоралами; джангл – британский техно-дансхолл; драм-н-басс – вторая стадия джангла и, наконец, рагга-хоп – альянс дансхолла и американского хип-хопа.

Еще одним важным, если не сказать определяющим, понятием и явлением реггей-культуры есть raggamuffin, он же раггамаффин в русском варианте.

Хрестоматийно верным можно считать определение сего явления, данное Ducky Simpson`ом из Black Uhuru: «Раггамаффин – тот же хардкор. К примеру, Shabba Ranks – ди-джей. То есть к раггамаффину могут относиться и ди-джеи, и певцы – все зависит от текстов, откровенных и жестких. Но в отличие от хардкора лирика раггамаффина не касается секса и всего с ним связанного – здесь в первую очередь важен бунт, вызов, агрессия и революционная мудрость».

К моменту, когда дансхолл стал считаться «лицом» Ямайки, людям порядком поднадоели слезливо-романтичные тексты, которые не очень-то вдохновляли на решительные действия. Одновременно с мощным взрывом гангста-рэпа в Штатах, песни о насилии, оружии и преступлениях стали предметом обсуждения в политических кругах Ямайки, что в скором времени привело к их запрету. Автор истории современной музыки Ямайки «Остров Реггей», Том Вебер объясняет это предельно просто: «Власти пришли к выводу, что эти музыканты и то, как они обращаются к народу, имеют в сто крат большее влияние на людей, нежели истэблишмент, поэтому им и было необходимо предпринять хоть что-нибудь, дабы контролировать эту ситуацию».

Однако правительство явно переоценило свои возможности – сегодня дансхолл так же популярен, как и десять лет назад. Причина тому – сами исполнители этой музыки, во имя и на славу которой они тратили свои лучшие годы. Приверженцы раггамаффина и любовного рока, ди-джеи и певцы, признанные звезды и новички – всем нашлось место в звуковой панораме острова.

Итак, раггамаффину удалось пережить 90-е и остаться на поверхности в новом тысячелетии. Стоит отдать честь его легендам.

Sister Carol

Известная также под именами Black Cinderella и Mother Culture, Sister Carol смогла пробить дорогу в реггей женщинам. Ее творчество, вдохновленное самой жизнью и проникнутое мудростью применимого ко всем аспектам бытия самосознания, по праву можно назвать богатейшим наследием.

Многие узнали Сестру после фильмов Джонатана Демме “Something Wild” и “Married to the Mob”, но и ее музыкальная 20-летняя карьера была выдающейся: 8 альбомов, номинация на Грэмми, несколько мировых туров и парочка телевизионных проектов.

Социальные послания ее песен стали достоянием людей во всем мире.

Cocoa Tea

Настоящее имя музыканта – Кельвин Джордж Скотт, родился в 1959 году в Кингстоне. Музыкальная карьера началась с церковного и школьного хоров. В 15 лет парню удалось записать свой первый сингл “Searching in the Hills”. Однако особого успеха он тогда не добился, посему следующие лет пять работал жокеем (даже держал своих лошадей) и ловил рыбу на продажу. Но, если человеку суждено что-либо сделать, то так оно и будет: он вновь возвращается в музыку под именем Cocoa Tea (так его прозвали за любовь к одноименному горячему пойлу) и довольно быстро получает признание как «передовик» дансхолла. Следующим этапом стала встреча с одним из ведущих продюсеров страны Henry “Junjo” Lawes, который помог Кельвину записать его первые настоящие хиты – “Rocking Dolly” и “I Lost my Sonia”. Под руководством того же Генри на лейбле Volcano вышел первый альбом “Wha Them A Go Do, Can`t Stop Cocoa Tea”. Дальше, как в мечте: альбомы выходят один за другим. Не чурается Cocoa Tea и сотрудничать с другими музыкантами, результаты выше всяческих похвал – “Who She Love”, записанная с первым ди-джеем тех времен Shabba Ranks`ом и Mikе`ом Bennett`ом из Home T Four, стала хитом 1989 года. Это трио вообще оказалось весьма плодотворным, и “Pirate Anthem” полюбился поклонникам реггей во всем мире.

Тексты, зачастую жестко критикующие политиков, не очень устраивали власти, поэтому многие песни Cocoa были запрещены, что, впрочем, совсем не мешало ему сочинять и исполнять новые, не менее серьезные вещи. Более того, в 1998 году он смог основать свой лейбл “Roaring Lion”, на котором с удовольствием выпускается сам, не забывая о помощи молодняку.

Charlie Chaplin

Появление Чарли (урожденный Ричард Беннетт) на музыкальной сцене пришлось на начало 80-х, на первые года эры дансхолла. Сохраняя традиции музыки корней, дансхолл все больше обращается к мирским темам. Однако Чарли удалось найти свой компромисс: используя современные (на тот период времени) ритмы, он фокусирует свое внимание на серьезной культурной лирике.

Успех к Чарли приходит после того, как он подключается к ди-джейской команде Stur-Gav Hi-Fi U-Roy`я – он очень быстро становится самым популярным ди-джеем острова, конкурируя даже с самим Yelowman`ом, тогдашним королем дансхолла. И понеслась: лейблы, альбомы, хиты, выступления, совместные проекты…

Angie Angel

Ди-джей и автор песен, Angie Angel стала одной из тех, к сожалению, немногих женщин, которым хватило сил и настойчивости доказать, что слабый пол тоже может занять достойное положение на реггей-сцене. “All A Di Princess” и “Queen Omega” – лучшее тому доказательство. Angie Angel не новичок, уже не один год с разными продюсерами она выпускает свои синглы, многие из которых заботливо собрал и выпустил на одном компакте Carl “Bridge” Ayton. Разум и духовный подъем – отправные точки ее творчества, что она с блеском доказала своим дебютником. В песнях она пытается выразить и донести до слушателя свое видение жизни и восприятие реальности. Невзирая на достаточно ограниченные вокальные способности, ей удается впечатлить и задеть души слушателей – невозможно выключить ее песню, не дослушав до конца.

Capleton

Исполнитель, чья манера напоминает Питера Тоша, смог повернуть развитие дансхолла назад – к музыкальным и растафарианским корням. Открытие фестиваля Reggae Sunplash 1990 года, Capleton (настоящее имя – Клифтон Бейли) очень быстро стал одним из наиболее успешных вокалистов реггей со своими безусловными дансхолловыми хитами “No.1 on the Look Good Chart”, “Woman Mi Lotion” и рисковой “Bumbo Red”. Дебютный альбом Prophesy музыкант выпустил в 1995 году, а “Taxi” с него удостоилась звания лучший сингл года от Caribean Musiс Award.

По словам самого Capleton`a, сколько он себя помнит, столько он балансирует между растафарианскими убеждениями и духовной преданностью Джа и своей безграничной любовью к музыке. Будучи еще подростком, он тайком пробирался на танцы, а в 18 лет перебрался в Кингстон и попробовал свои силы в качестве вокалиста. Настоящим прорывом музыкант считает удачное прослушивание на кастинге в Торонто для African Star Стюарта Врауна – шоу было настолько успешным, что по возвращении на Ямайку его сразу же взял под свое крыло ведущий реггей продюсер Philip “Faddis” Burrell.

Власти запретили радиостанциям крутить первый сингл Capleton`а – “Bumbo Red”, но это не помешало песне стать хитом дансхолла, а самому артисту – главным новичком сцены.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регги вчера/сегодня/завтра:

Истоки регги

News image

Стиль музыки, называемый регги, возник на Ямайских островах более 40 лет назад. Источником вдохновения для создания подобного стиля были RnB компози...

Распространению и популяризации музыки реггей в США и Европе способствовали

News image

Распространению и популяризации музыки реггей в США и Европе способствовали и выдающиеся белые рок-музыканты. В американских хит-парадах 1972 года п...

О чем думают растаманы и зачем нужна раста-культура?

News image

Многие из нас встречали странных людей с волосами, сплетенными во что-то наподобие косичек, называющих себя растаманами. Так кто же такие растаманы ...

Исторические корни музыки регги

News image

Исторические записи свидетельствуют о том, что стилем, который предшествовал регги, и по-своему в значительной степени повлиял на его сущность и то,...

Интересные факты:

The Wailers – всё ещё на музыкальной волне

News image

Группа The Wailers первоначально была сформирована в 1969 году Бобом Марли, совместно с четырьмя другими членами, в том числе Aston “Family Man” Bar...

История Penthouse интервью с основателем лейбла

News image

Penthouse Records заправляет в дансхол музыке вот уже 20 лет. Качество материала, выпускающегося лейблом, позволило ему быстро стать одним из самых ...

Король и королева Magnum’a выпускают новые клипы

News image

рошло чуть больше шести месяцев после их победы в номинации Kings and Queens of Dancehall (дансхолл) 2008, и вот певцы Jah и Baby Tash показывают, ч...

Отчёты/Афишы:

Барто

News image

Острословы, нигилисты, ниспровергатели авторитетов, лауреаты многочисленных премий, ярчайший российский регги-состав поколения айподов и вертикали в...

23 сентября / Москва / Private Radio в Гоголе

News image

Дата проведения: 23.09.2010 Время: 20:00 Город: Москва -------------- http://www.gogolclubs

Авторизация


Биография исполнителей:

News image

The Heptones

Лерой Сибблз (Leroy Sibbles), Эрл Морган (Earl Morgan), Барри Левелин (Barry Llewellyn) сначала назвали свою группу The Hep One...

News image

Сольный проект Боба Музунгу

Слово “музунгу” означает человек без кожи , так на одном из диалектов Руанды называют белых. Проект, основанный в 1997 году ...

10-ка новых статей: