Группа Два самолета

News image

Непринуждённо смешивая в своей музыке элементы рэггей, афробита, латино, ска, фанка, панка и рэпа, питерская группа ДВА САМОЛЕТА стала одной из глав...

Markscheider Kunst (Spb)

News image

Markscheider Kunst – один из редких Санкт-Петербургских коллективов, который своими «живыми» выступлениями завоевал не только обе наши столицы, но и...

Обмолоченные Зерновые

News image

Проект Обмолоченные Зерновые не умер, не распался, не исчез. Он перешёл в другое измерение, выполнив своё предназначение на конкретном уровне зада...

You are here: Главная - История, возникновение - Ямайские саунд-системы, рождение культуры, борьба титанов

Ямайские саунд-системы, рождение культуры, борьба титанов
Регги - История, возникновение

  ямайские саунд-системы, рождение культуры, борьба титанов

В этой статье мы подробнее расскажем об уникальном явлении в мире музыки – ямайских саунд-системах пятидесятых – шестидесятых годов, которые послужили прообразом для появившихся позднее звукозаписывающих компаний, лейблов, а также современных представлений о дискотеках и работе ди-джея.

Радио, люди и музыка

Для того чтобы понять феномен саунд-систем, вспомним некоторые особенности формирования ямайской культуры середины века.

В первую очередь стоит упомянуть о появлении радио, которое как и в любой другой стране, изменило музыкальную жизнь Ямайки. Первая ямайская радиостанция ZQI вышла в эфир 17 ноября 1939 г благодаря Джону Гринану, предпринимателю из Кингстона, который передал в дар правительству острова любительский коротковолновый радиотранслятор. В 1940 году эта радиостанция транслировала передачи всего лишь один час в неделю. В основном это были новости и информация общего характера. Но вскоре радиостанция начала передавать музыкальные программы как в прямом эфире, так и в записи (в основном с британского BBC). Стилистика программ была самой разнообразной начиная с классической европейской музыки и заканчивая национальной латиноамериканской. В редких случаях это были классические мелодии ямайской фолк музыки. Вплоть до 1947 года радиотрансляции длились примерно 4 часа в неделю и производились только в дневное время. Влияние ZQI на национальную музыкальную культуру было минимальным, поскольку до 1950 года количество радиоаппаратов не превышало 23 000, а количество слушателей составляло примерно 100 000.

В июле 1950 года появляетсяся RDR - первая коммерческая радиостанция на острове. Она быстро вытесняет ZQI. Количество слушателей неуклонно растет и к 1956 году достигает 600 000. Музыкальные программы Calypso Corner, Treasure Isle Time, Geddes Grant Hour of Music, Reynolds Hour of Music и многие другие передавали в основном общедоступную музыку американских поп исполнителей, которые хотя и пользовались популярностью, но явно не отвечали запросам ямайских слушателей, так как были в основном расчитаны на средний класс американского общества.

Все это происходило в эпоху, когда среди темнокожего населения америки и стран карибского бассейна превалировал ритм энд блюз.Поэтому многие ямайцы начали настраивать свои приемники на радиостанции юга США: WLAC из Нэшвила, WNOE из Нового Орлеана и WINZ из Майями, которые уделяли такой музыке значительно больше эфирного времени.

Единственным чисто национальным музыкальным стилем на Ямайке был менто. Но из за невозможности записи и распространения дисков с такой музыкой на Ямайке, множество релизов с зажигательным ритм энд блюзом начали вытеснять менто. Особой популярностью пользовались композиции Choo Choo Chi Boogie Луиса Джордана (Louis Jordan), One Scotch, One Bourbon, One Beer Амоса Милборна (Amos Milburn), Blood Shot Eyes Уйанони Харриса (Wynonie Mr.Blues Harris), а также музыка Лаки Миллиндера (Lucky Millinder), Смайли Льюиса (Smiley Lewis), Роско Гордона (Roscoe Gordon), Биг Джо Тернера (Big Joe Turner), Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker) и других артистов записывающихся в основном на лейблах King Records из Цинциннатти и Aladdin из Лос Анджелеса. Бесспорным авторитетом среди ямайцев и будущих ямайские звезд-музыкантов пользовались чернокожие североамериканские исполнители Джонни Эйс (Johnny Ace), Чарльз Браун (Charles Brown), Билли Экштайн (Billy Eckstine), Нэт Кинг Коул (Nat King Cole), Айвори Джо Хантер (Ivory Joe Hunter).

Америка в это время заслушивалась и сходила с ума от первых рок исполнителей Фэтса Домино (Fats Domino), Литтл Ричарда (Little Richard), Чака Уиллиса (Chuck Willis). Заметим, что ямайские слушатели предпочитали более взрослый и черный R&B. Это сыграло принципиальную роль в формировании ямайской музыкальной культуры двадцатого века. Ведь именно в ритм энд блюзе, который по происхождению был африканской музыкой (впрочем как и менто) впервые произошел пренос акцента с первой и третьей на вторую и четвертую доли такта.

Удивительно, но в то же время электрический блюз дельты Миссисипи, который исполняли Мадди Уотерс (Muddy Waters), Хаулин Вульф (Howling Wolf) или Б.Б. Кинг (B.B.King) никогда не интересовал Ямайку, хотя условия жизни негритянского населения дельты и Ямайки были очень похожи. Негры юга США, также как и жители Ямайки, страдали от гнета рабовладельцев на плантациях, и в 50-х годах произошли практически идентичные социальные изменения - массовая миграция из деревни в город. Может быть, безразличие ямайцев к дельте было связано с географическим расположением Ямайки. Ведь ни Миссисиппи ни Чикаго никогда не попадались на пути ямайским эмигрантам, покидающим родину в поисках работы на плантациях сахарного тростника на юге США. С другой стороны, ямайские жители никогда не славились меланхоличным характером, и посему пессимизм, характерный для блюза, не привлекал их внимания.

Еще одним фактором (и возможно самым важным), который повлиял на возникновение саунд систем, было шаткое экономическое положение большинства жителей Ямайки. В 1950 г., чтобы обставить квартиру, рядовому жителю требовалось несколько лет работать, наряду с тем, что у североамериканца на это уходило всего лишь 5% его годовой зарплаты. К тому же, среди бедного населения, лишь немногие могли себе позволить приобрести стерео, не говоря уже об оборудовании, способном передавать звук высокого качества.

Саунд-системы

Все это послужило причиной возникновения в 1948 г. такого явления как саунд-системы. Внешне это выглядело следующим образом: энтузиасты от музыки (сейчас бы их назвали ди-джеями) с большим количеством переносной аппаратуры крутили музыку на танцах, фестивалях, частных вечеринках, в парках и ночных клубах того времени. В основном использовались пластинки ритм энд блюза, джаза и американской поп музыки. Доля национальной музыки была минимальна, и это понятно, так как на Ямайке все еще не было звукозаписывающих студий и даже популярные тогда бэнды Эрика Дина (Eric Dean) и Рэдвера Билли Кука (Redver Billy Cooke), которые одними из первых включили в свой репертуар новые ритмы, не могли выпустить свой материал. Появились персонажи, которые отправлялись в США и возвращались без единой монеты, но зато с огромным количеством дисков, чтобы ставить их на своих начинающих пользоваться популярностью дискотеках .

Первые саунд установки состояли всего лишь из одной вертушки, одного усилителя и динамиков. Все это было приобретено по самым низким ценам и поэтому не отличалось высоким качеством. Однако для большинства жителей Ямайки и это было словно манна небесная и воспринималось ими как один огромный диск-проигрыватель. К середине 50-х эти саунд установки были вытеснены более мощной и качественной техникой, и успех саунд систем теперь был обусловлен не только количеством дисков и разнообразием музыки, но и мощностью басов.

Во второй половине 50-х появляются динамики, более известные как House of Joy («дом радости») сконструированные Хидли Джонсом (Headly Jones). Они были размером примерно со шкаф, а мощность их звука естественно впечатляла ямайских прото-ди-джеев. Появляется, если так можно сказать, новая каста «зажигателей», которые устраивали свои шоу почти каждую ночь. Они переезжают с места на место в окрестностях Кингстона, перевозя все свое оборудование на грузовиках.

Самыми популярными местами скопления народа и музыкантов были Jubilee Tile Gardens на King Street; Chocomo (Choc-O-Mow) Lawn на Wellington Street; Barbeque на Fleet & Tower Street; Union Hall, Carnival Hall, King's Lawn и Forrester's Hall на North Street; Bull Head Lawn на Central Road в Trench Town или Pioneer Lawn и Barrel O Lawn в Jones Town. Эти примитивные танцплощадки (dancehalls) представляли собой участок местности, в основном в гетто Кингстона, расположенный неподалеку от бара (понятно с какой целью J). Иногда такие вечеринки происходили в залах, например в Club Monaco на St.Thomas Road или на окраине города: Prison Oval рядом с тюрьмой на окраине Spanish Town или Cane Hill (Тростниковый холм) неподалеку от каменоломни на востоке столицы. Эти безумные первопроходцы в области ди-джейства заставляли танцевать весь остров.

Первыми, кто начал привозить диски с R&B на остров, были те самые мигранты, которые уезжали на юг США в поисках работы на плантациях сахарного тростника в конце 40-х. Первые «ди-джеи» или sound system men (аналога понятия в русском языке нет) были уже более состоятельными людьми и уезжали в США по делам коммерции.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регги вчера/сегодня/завтра:

Развитие музыки регги в 70-е годы

News image

Музыка регги изначально появилась на Ямайских островах в 60-е годы, но уже через 10 лет она стала там настолько популярной, что постепенно некоторые...

Прото-ска (ска-буги)

News image

Хотя музыка на острове стала постепенно изменяться, ямайские продюссеры и музыканты в своем подавляющем большинстве всего лишь копировали американск...

Легенда о появлении rocksteady

News image

1. Get Ready for Rocksteady В середине 1960-х, когда музыка ска была еще очень популярна, на Ямайке появился новый стиль. Певец Hopeton Lewis объ...

Sleng Teng Riddim история легендарного ритма

News image

Ритм, который начал эру цифрового рэггей в 1985 году. В 80-е годы XX века некоторые мелодии уже указывали на это фундаментальное изменение - полуком...

Интересные факты:

Madness – семерка великолепных негодяев. Интервью Suggs для французского журнала Inrockuptibles

News image

- Чем ты занимался до Madness? До того как создать Madness я был маляром, мыл машины, работал садовником, – правда, никогда не занимался всем эти...

Buju Banton против Боба Марли?

News image

22 апреля, звезда регги Buju Banton – трижды номинированный на Грэмми – говорил в Университете Вест-Индии в Кингстоне о своем последнем альбоме «Ras...

Jimmy Cliff в Сан-Франциско

News image

Регги исполнитель и актер Джимми Клифф в марте этого года был вписан в Зал Славы Рок-н-Ролла. Джимми Клифф еще в начале года объявил, что собирается...

Отчёты/Афишы:

[4 сентября 2010] [Москва] REGGAEстрация DUBра в просTRANCEтве 2010

News image

4 сентября / 22:00 Феерическое танцевальное путешествие в день города на открытом комфортабельном теплоходе по Москва - реке. REGGAEстрация DU...

Ukrainian DUB Sessions @ бар Фидель

News image

Ukrainian Dub Sessions @ бар Фидель , Киев каждый вторник начиная с 19:00 и до закрытых дверей roots & conscious reggae & dub от 70-х...

Авторизация


Биография исполнителей:

News image

Delroy Wilson

Delroy Wilson (5 October 1948 - 6 March 1995) - первый сингл был записан в 1961 году для продюсера Clement Coxsone Dodd в возр...

News image

Los Pies Negros - Лос Пьес Негрос - Черные ноги

Место прописки - юго-восточная часть острова Пуэрто-Рико. Черные ноги являются одной из групп, которые уже давно играют музыку...

10-ка новых статей: